Биография и личная жизнь Марины Лошак, ее муж и становление директором музея
Ранние годы и образование
Куратор и организатор выставок Марина Лошак провела детство и юность в родной Одессе. Ее родители были людьми науки и технологий. Отец Дэви Боскис — директор завода по производству лабораторных аппаратов. Мать Ирина Боскис заведовала химической лабораторией.
Родители Марины увлекались искусством и литературой, любили путешествовать. В поездках они посещали музеи и привозили альбомы с репродукциями и фотографиями с выставок. Дома у семьи Боскис собралась коллекция познавательных диафильмов и обширная библиотека.
Марина с раннего детства пристрастилась к книгам. В дошкольном возрасте она прочитала все произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида. В первом классе Марина перешла к драматическим классикам — Ги де Мопассану и Эмилю Золя.
Боскисы жили неподалеку от музея. Свободное время девочка проводила в окружении лучших образцов живописи СССР. В семнадцать лет Марина Лошак поступила на факультет филологии Одесского государственного университета.
Карьерная деятельность
После окончания университета Марина Дэвовна получила должность младшего научного сотрудника в литературном музее Одессы, вышла замуж за писателя и журналиста Виктора Лошака. В 1985 году ее муж стал неугодной в народе персоной после публикации фельетонов об одесских спекулянтах и последующем запрете на уличную торговлю.
Виктор Лошак уехал искать работу в Москву. Марину устраивала жизнь и работа в Одессе. Но спустя год, когда супруг устроился в столице, ей пришлось переехать к нему. В Москве карьера Марины Дэвовны складывалась успешно:
- до 1991 года работала в музее имени В. Маяковского;
- открыла галерею «Роза Азора», в которой проходили выставки современного искусства, показывались экспозиции ведущих музеев страны, а также проходила ярмарка «Арт-Москва»;
- в 1998 году стала куратором коллекции произведений искусства банка «Столичный». После преобразования предприятия в «СБС-Агро» возглавила службу по связям с общественностью, а потом стала культурным атташе;
- с 1999 по 2003 год возглавляла «Московский центр искусств», учрежденный «СБС-Агро»;
- в 2004 году курировала бутик винтажной одежды, аксессуаров и вещей «Brocard»;
- в 2005 году работала арт-директором московской галереи американского коллекционера Гари Татинцяна;
- в 2007 году стала соучредительницей и арт-директором художественной галереи «Проун».
В 2012 году Марина Лошак возглавила музейное объединение «Манеж». Должность арт-директора была учреждена специально для нее с согласия главы Департамента культуры столицы Сергея Капкова.
Становление директором музея Пушкина
В «Манеже» в ведомстве Марины Дэвовны состоял большой выставочный конгломерат. В его состав входил «Домик Чехова», центр «Рабочий и колхозница». Лошак с вдохновением взялась развивать и перестраивать огромное арт-пространство. Но уже через год ее ожидало новое предложение.
Марину пригласили возглавить один из выдающихся музеев Москвы и страны — Пушкинский. Лошак позвонила сама Ирина Антонова, директор музея и прославленный искусствовед. Марину Дэвовну включили в список претендентов, предложенных правительством. Антонова выбрала именно ее.
Достижения Марины Лошак в должности директора Пушкинского музея:
- проведение выставок из экспонатов коллекций Щукина и Морозовых, также демонстрировавшихся в Санкт-Петербурге и Париже;
- организация показа коллекции миллиардера Вячеслава Кантора, известной как музей «МАГМА»;
- проведение выставки «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968 года», о Второй Мировой войне в творчестве европейских художников;
- представление проекта «Октябрь» китайского художника Цая Гоцяна к столетию Октябрьской революции.
По инициативе Марины Лошак в Пушкинском музее начался сбор экспонатов медийного искусства, видеоарта. С 2016 года там проходят экскурсии на языке жестов и проводятся тактильные выставки в рамках программы «Доступный музей» для людей с физическими особенностями.
В 2017 и 2019 году экспозиции музея демонстрировались на Венецианском фестивале. На базе культурного учреждения проводятся образовательные программы для детей и юношества. Для привлечения коллекционеров и меценатов работает программа «Друзья Пушкинского».
Последние новости
За время работы Марины Лошак Пушкинский музей взял направление на современное искусство. Билеты и абонементы на различные мероприятия стали продаваться онлайн. Выставки посещают более миллиона человек в год.
Марина Дэвовна курировала реставрацию скульптур Донателло совместно с берлинскими музеями и масштабное строительство музейного квартала в Москве. Строительные работы были приостановлены сначала в связи с пандемией коронавируса, а потом с СВО.
Весной 2023 года Марина Лошак ушла с должности директора музея имени А. С. Пушкина. Ее контракт заканчивался 2 апреля, но Марина Дэвовна написала заявление раньше, 20 марта. В честь увольнения был создан стенд-мост между ее кабинетом и кабинетом Ирины Антоновой. На стенде разместили отзывы посетителей, накопленные за время работы обоих директоров.
В интервью журналу Forbes Марина Лошак рассказала, что это ее принцип — не задерживаться на одной должности больше десяти лет.
Марина Лошак фото
Интересные факты
Достижения Марины Лошак отмечены медалью «За заслуги перед Отечеством». Также она награждена японским Орденом Восходящего солнца и французским Орденом почетного легиона. Марина Дэвовна участвует в жюри российской премии Кандинского в области современного искусства и премии «Инновация».
Подробности о жизни и работе Марины Лошак:
- является организатором с нестандартным взглядом, например, экспонаты выставки Павла Филонова нужно было рассматривать через микроскопы, а на выставке художника Давида Бурлюка посетители сами были частью экспозиции — им раскрашивали лица;
- коллекционирует головные уборы и произведения в стиле примитивизма;
- отец Марины получил необычное имя в честь героя романа Теодора Драйзера «Американская трагедия»;
- дочь, телеведущая Анна Монгайт — антироссийская пропагандистка и иноагент, проживает в Португалии.
На вопросы о расколе в семье после начала СВО Марина Дэвовна отвечает, что со своими родными жила и живет в пространстве любви. Она убеждена, что любое пространство нужно наполнять любовью, и это единственное, что можно сделать в настоящее время.