Биография и личная жизнь Аполлинария Васнецова, жена и критика большевиков

Аполлинарий Васнецов
Биография и личная жизнь Аполлинария Васнецова, жена и критика большевиков
Дата рождения
Восточный гороскоп
Дракон
Рост
Вес
Семейный статус
был женат
Дети
сын
Соцсети
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ранняя биография

Пейзажист, историк Москвы от искусства Аполлинарий Васнецов родился в семье священника. От отца он унаследовал интерес к науке и живописи. Михаил Васнецов был образованным и творческим человеком, увлекался астрономией, рисовал. В своих мемуарах Аполлинарий записал яркое воспоминание детства — наблюдения за звездным небом с отцом. Также благодаря родительскому воспитанию художник с юных лет замечал красоту природы.

Быстрый поиск знаменитостей

В семье Васнецовых было шестеро детей. Старший сын Виктор учился в Академии художеств в Петербурге. Именно он заметил проблески таланта в первых рисунках Аполлинария. К 1870 году дети Васнецовы осиротели. Сначала умерла мать, а потом отец.

Аполлинарий закончил духовную семинарию в Вятке, но потом передумал становиться священнослужителем. Живопись увлекала его больше, чем церковные обряды. Брат Виктор нашел Аполлинарию учителя.

Польский живописец Эльвиро Андриолли находился в ссылке в Вятской губернии и согласился давать уроки юному Васнецову. Они встречались каждое воскресенье, рисовали пейзажи с натуры. Аполлинарий учился мастерству изображения природы, копируя работы швейцарского пейзажиста А. Калама.

Аполлинарий Васнецов

После смерти родителей самым близким и авторитетным человеком для Аполлинария стал брат Виктор, старший на восемь лет. После окончания духовной семинарии по его приглашению младший Васнецов приехал в Петербург.

Переезд к брату в Питер

Аполлинарий прибыл в Северную столицу в 1872 году и попал в мир интеллигентных и творческих людей. Начинающий художник вступил в кружок Абрамцева, в котором состоял Виктор, и познакомился с будущими великими творцами: В. Серовым, В. Поленовым, К. Коровиным.

Большое влияние на Аполлинария оказало знакомство с Ильей Репиным. Благодаря ему Васнецов укрепился в желании заниматься живописью и увлекся геологией, даже собирался поступать в Геологический институт. С художественным образованием у Васнецова не задалось. Провинциала не приняли в академию из-за отсутствия среднего образования.

Аполлинарий учился у старших друзей, ходил на выставки, в музеи, участвовал в творческих собраниях, где кроме искусства горячо обсуждали политику, экономику. Вопросы о пользе художественного таланта для общества, возникавшие у художника еще в родном селе, вновь заняли его мысли.

Васнецов провел в Петербурге три года, познакомился со взглядами Н. Чернышевского, В. Белинского и Н. Добролюбова. В жизненном поиске Аполлинарий решил, что его долг — приносить практическую пользу людям. Художник покинул мечты об Академии, сдал экзамен на должность народного учителя и уехал домой в Вятскую губернию просвещать крестьян.

Народничество

Виктор уговаривал брата не бросать занятия живописью, но Аполлинарий был увлечен идеей служения народу. В Вятке он вступил в кружок революционера Михаила Бородина. Вместе с членами сообщества Васнецов изучал труды М. Бакунина и П. Лаврова. Ему доверили хранить запрещенную литературу.

Аполлинарий Васнецов фото

Кружок Бородина пропагандировал два способа приблизиться к народу — стать работником поля или образования. Художник выбрал последнее. Аполлинарий работал учителем в селе Быстрица. Просвещение крестьян оказалось тяжелым и неблагодарным трудом.

Простой народ не понял желания молодого интеллигента приблизиться к нему и не испытывал тяги к знаниям помимо повседневных забот. Васнецов чувствовал, что заболевает от тоски, безысходности и непонимания. Художник по-прежнему любил людей, природу и родину, но идеи народничества разочаровали его.

Аполлинарий вернулся из села в Вятку и послал весточку брату. Виктор в то время переехал в Москву и позвал его в столицу. Мир искусства вновь открылся для Аполлинария. Столица увлекла его гостеприимством и старинным патриархальным укладом жизни. На улицах Москвы оживала история. Художник не расставался с бумагой и карандашом, делал множество эскизов.

Тема старой Москвы плотно вошла в творчество Аполлинария Васнецова наряду с пейзажами. Константин Коровин называл его художником, пишущим по впечатлению.

Путешествия

Новые впечатления и вдохновение Аполлинарий находил в поездках по живописным краям родины и заграничных стран. Художник жил в Крыму в Магарче, близ Никитского сада, исходил с этюдником старинные развалины, кладбища и горы.

Плодотворной была поездка на Урал. Окрестности горы Благодать напоминали живописцу вятские пейзажи и вызывали ностальгию. В его работах отражалась дикая и могучая природа хвойных лесов и тайги. Уральский цикл картин Васнецова наполнен таинственной, меланхоличной и первобытной атмосферой.

Во время путешествия по Италии Аполлинарий побывал в Риме, Неаполе, Тиволи, Венеции. Художник писал этюд у подножия остывающего Везувия, под доносящийся из кратера рокот, в окружении слоя пепла.

Аполлинарий Васнецов

Пребывание в Париже Васнецов назвал временем просветления. Он созерцал коллекцию произведений искусства в Лувре, изучал художественные техники французских коллег, рассматривал архитектурные памятники.

Русский художник приезжал в страны Прибалтики, Швейцарию, Германию, Австрию, Украину, на Кавказ, в Сибирь. В своих мемуарах он записал, что путешествия по родной стране и за границей воспитали в нем пейзажиста. В этот период Аполлинарий получил признание. Его работы выставлялись на выставках Товарищества передвижников. Одну из картин под названием «Серый денек» купил коллекционер Павел Третьяков.

Карьера художника

Первые работы Васнецова — этюды неба и облаков. Он по-прежнему увлекался астрономией, писал статьи для журнала Русского астрономического общества, а также написал картину «Солнечное затмение на Вятке». Благодаря полотну «Днепр перед бурей» художника приняли в Товарищество передвижников. Илье Репину нравился полет воображения в картинах Васнецова.

Кроме пейзажей Аполлинарий рисовал иллюстрации к произведению «Песня о купце Калашникове» Ю. Лермонтова, которые вошли в юбилейное издание поэта. Исторические виды Москвы кисти Васнецова заслужили признание в Европе. Он получил золотую медаль мюнхенской выставки за картину «Московский застенок. Конец XVI века».

С 1880 по 1885 год в творчестве художника наступил период усадебной живописи. Аполлинарий отдыхал у брата на даче в Абрамцево, писал виды имений князей Трубецких, усадьбы Ахтырка и имения Саввы Мамонтова.

В 1899 году Аполлинарий Васнецов участвовал в русско-финской художественной выставке, организованной Сергеем Дягилевым. Также его работы выставлялись на трех выставках объединения «Мир искусства». В 1903 году Васнецов основал собственное общество «36 художников» и «Союз русских художников».

Аполлинарий Васнецов чб фото

Известные работы

На творчество Аполлинария Васнецова оказали большое влияние Илья Репин и Василий Поленов. Первое, что увидел юный вятский уроженец по приезде в Петербург — мастерская Репина и неоконченная картина «Бурлаки», потрясающая своей монументальностью.

Благодаря советам Поленова палитра Васнецова стала красочной и жизнерадостной. Пейзажи из Абрамцево — примеры работ, в которых виден сформировавшийся стиль художника. Он передавал не только натуру, но и воплощал в красках собственное видение, чувства и мысли.

Главные полотна в творчестве Аполлинария Васнецова:

  • «Роса» — картина была представлена в 1883 году на выставке Товарищества передвижников;
  • «Элегия» — написана под впечатлением от похода по крымскому кладбищу на скале Плака, получила серебряную медаль Всемирной Парижской выставки 1900 года;
  • «Северный край. Сибирская река» — заключительная картина уральского цикла;
  • «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» — самая колоритная картина из серии о древнейшем историческом районе Москвы.

В 1902 году, в период участия в выставках сообщества «Мир искусства» Васнецов написал картину «Озеро», которую считают венцом его творчества. Приглушенные тона создают мистическую атмосферу, присущую былинам. Картина «Озеро» стала последней в творчестве Васнецова-пейзажиста. В следующие годы художник переключился на театр и преподавание.

Работа в театре

Аполлинарий заинтересовался театральным искусством благодаря коллегам по абрамцевскому кружку. Они часто устраивали любительские постановки. Помещик Савва Мамонтов организовал в Москве частную русскую оперу. Декорации к ее спектаклям создавали молодые художники.

Васнецов начинал с эскизов мебели для обстановки абрамцевского кружка, а потом готовил часть декораций к спектаклю «Снегурочка» — «Слободу Берендеевку». С 1903 года он плотно занимался оформлением театральных постановок.

Самая известная и эпичная работа Аполлинария — декорации к опере М. Мусоргского «Хованщина». Васнецов использовал накопленные знания по средневековой архитектуре и истории Руси. Следующими его работами стали декорации к операм Н. Римского-Корсакова «Сказание и граде великом Китеже», «Царская невеста», «Садко», которые проходили в Мариинском и Народном городском театре.

Аполлинарий Васнецов

Васнецов работал с П. Чайковским над постановкой «Опричник» для частной оперы Зимина. В 1914 году в Большом театре состоялась премьера знаменитой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», финальные декорации к которой готовил Аполлинарий.

В начале XX века театральные художники работали над спектаклем в тесном содружестве с композиторами, режиссером и актерами. Васнецов стал одним из заметных представителей декоративного искусства в русской опере.

Преподавательская деятельность

Аполлинарий не стал учеником петербургской Академии художеств, но получил звание академика в 1900 году. Спустя шесть лет Васнецова приняли в Московское археологическое общество. Он входил в состав Комиссии по изучению старой Москвы, участвовал в исследованиях центральной части города. Также художник участвовал в работе Общества по реставрации памятников искусства.

Васнецов готовил научные доклады и писал городские исторические пейзажи. В 1901 году ему предложили заменить почившего И. Левитана в должности преподавателя пейзажного класса в Московском училище живописи. Уроки проходили в собственной мастерской Васнецова.

Художник учил студентов собственным принципам: построению рисунка, достоверному отображению красок, передаче настроения. Также Аполлинарий уделял особое внимание ощущению пространства в картине.

Среди учеников Васнецова был фотограф Юрий Еремин, который работал в стиле пиктореализма. Аполлинарий посоветовал ему отправить фотографию на Международную выставку в Ницце. Художник вел пейзажный класс до 1918 года, когда страну всколыхнула революция.

Сначала Васнецов поддерживал идеи нового правительства, но антирелигиозная политика и свержение династии Романовых отвратили его от коммунистической партии. По его мнению, было безумием поручать руководство страной темным низам, а от коммунизма атрофируется личность.

Жизнь после революции

Московское училище живописи возглавили художники-авангардисты. В учебном заведении больше не было места представителям классической школы. Старых преподавателей уволили. Васнецов лишился мастерской при училище. Вещи художника свалили на подводы и привезли к нему на квартиру. Аполлинарий чувствовал себя оскорбленным.

Аполлинарий Васнецов фото

7
6
10
9
15
31
12
14
16
7 6 10 9 15 31 12 14 16

В 1919 году Васнецов возглавил Комиссию по изучению старой Москвы. С 1920 года он преподавал в техникуме кустарной промышленности. Теперь к его работе добавилась защита исторических памятников.

Когда Аполлинарий узнал о том, что в центре Москвы хотят снести Храм Христа Спасителя, он написал письмо с протестом в газету «Известия». Но обращение уважаемого художника не опубликовали. Тогда Васнецов решил по-своему спасти памятники старины — писал картины заповедных уголков Москвы и Подмосковья. Благодаря Васнецову сохранились изображения Лефортовского и Найденовского парков.

В 1926 году семидесятилетний Аполлинарий написал одну из последних известных картин «Шум старого парка». Спустя семь лет художник скончался. Могила Аполлинария Васнецова находится на Введенском кладбище, где также похоронен его брат Виктор.

{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (0 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность0
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Добавить комментарий
{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (0 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность0
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Добавить комментарий