Биография и личная жизнь Ахмед-Заки Валиди, его жена, карьера и успех ученого

Ахмед-Заки Валиди
Биография и личная жизнь Ахмед-Заки Валиди, его жена, карьера и успех ученого
Дата рождения
Восточный гороскоп
Тигр
Рост
Вес
Семейный статус
дважды женат
Дети
сын, дочь
Соцсети
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Детские годы

Ахмет-Заки Валиди родился 22 декабря 1890 года в селе Кузяново в Башкортостане (в то время Уфимская губерния). Его предки были люди образованные, принадлежали к мусульманскому духовенству.

Быстрый поиск знаменитостей

Биография Ахмет-Заки опровергает распространенное мнение, что в провинциях Российской империи господствовали безграмотность и дикость. Отец Ахмет-Заки получил образование в медресе Стерлитамака, затем сам открыл медресе в родном Кузянове. Мать Уммулхаят тоже получила образование в мусульманской школе, в дальнейшем преподавала вместе с мужем в созданном им медресе.

Родители Ахмет-Заки знали несколько языков, мальчика обучали с ранних лет арабскому, тюркскому, русскому. Мать также помогла сыну освоить персидский язык. В юные годы Валиди обучался в разных медресе, где осваивал арабскую риторику, труды мусульманских ученых, философов.

Ахмет-Заки интересовался биографиями великих тюркских деятелей, в 1908 году вышла первая статья Валиди на историческую тему. Окончив медресе в Казани, Ахмет-Заки остался преподавать историю и литературу в этом училище. Одновременно с учебой в медресе Валиди прослушал несколько курсов в Казанском университете.

Ахмед-Заки Валиди

Споры о происхождении

Этническая принадлежность известного политического деятеля и исламского ученого уже много лет является предметом споров. Корень разночтений кроется в заявлениях самого Ахмет-Заки. В разные годы жизни политик идентифицировал себя по-разному. Критики связывают это с умением Валиди лавировать в политической ситуации и обозначать национальность в соответствии с требованиями момента.

Так будучи делегатом Съезда советов в 1919 году, Ахмет-Заки обозначил себя башкиром, до 1917 года, а затем уже в 1953 году называл себя татарином. Историки, изучающие метрические книги, обнаружили, что предки ученого записывались как башкиры, тептяри.  В досье КГБ Валиди числится как «татарин-башкир».

Политик жил в сложные времена смены эпох, был личностью неординарной и противоречивой и сам решал, какая из его кровей преобладает в конкретной ситуации.

Даже написание имени менялось с течением жизни. Политик и ученый подписывал свои труды Ахметзаки Валиди, А. Валиди, А. Зеки Валиди. Под работами на русском появлялось имя А.-З. Валидов или Ахмет Закий Валидов.

Революционные идеи

Покинув отчий дом, Ахмет-Заки осел в Казани. Он занимался наукой, работал над книгой «История тюрков и татар». Одновременно все больше погружался в общественную жизнь, занятий исламской историей активному юноше уже было мало.

Его неудачное выступление на собрании мусульман, а затем статья в газете против открытия в Казани женской гимназии широко обсуждалось в местной прессе и даже попали в жандармские сводки.

Ахмед-Заки Валиди история

В 1913-1914 годах Валиди совершает научные поездки в Среднюю Азию, посетив множество городов и изучая исторические хроники тюркских народов.  До 1917 года молодой ученый участвует в работе мусульманских исторических обществ, а затем с началом революции сфера его интересов меняется.

Российская империя трещала по всем швам, Валиди оказывается в центре движения мусульманских организаций Башкирии. В 1917 году Ахмет-Заки становится членом партии социалистов-революционеров.

В 1917 году в Москве на съезде исламских организаций Валиди яростно выступает за идеи федерализма, активно борется со сторонниками унитарного государства. Ученый считал, что только равноправный союз всех народов России поможет создать великую страну. Многие считают Ахмет-Заки идеологом федеративного устройства российского государства, а башкиры чтят как создателя Башкирской республики.

Валиди активно участвует в созыве I и II Всебашкирских съездов, на которых принимается решение о создании национально-территориальной автономии. Но об отделении от России речь не идет, Башкортостан признают частью единого государства.

Валиди избирают в правительство автономного Башкортостана, назначают командующим Башкирским войском (1917-1919 годы).

Конфликт с властями

Мечтой Ахмет-Заки было объединение тюркских народов и создание самостоятельной республики. Вожди революции считали это проявлением национализма и сепаратизма, хотели сохранить целостность государства.

Валиди и другие члены правительства Башкортостана были арестованы большевиками в феврале 1918 года. От смерти их спасло наступление отряда казаков и частей башкирской армии. Ахмет-Заки вновь встает во главе армии своей республики и поддерживает восстание Чехословацкого корпуса, положившее начало гражданской войне.

В это время Колчак захватывает власть в Омске, его соратник атаман Дутов командует войском в Оренбурге. Адмирал стоял за единство России, Валиди понял, что автономия Башкирии оказалась под угрозой.

Стремясь заручиться поддержкой башкирской армии, большевики вступают в переговоры с руководством республики и вынужденно соглашаются признать автономию. Это был всего лишь тактический шаг московских властей, понимающих, что без союзников в борьбе с армией Колчака не обойтись.

До 1920 года Ахмет-Заки встречался с Троцким, Сталиным, Лениным пытаясь отстоять права своей родины самостоятельно принимать решения. Но вскоре понял, что большевистское правительство действовало в интересах момента, соблюдать соглашения по автономии не собирается.

Ахмед-Заки Валиди биография

В июне правительство Башкирии уходит в отставку, Валиди принимает решение бороться с большевиками дальше и уезжает в Баку.

Попытки восстаний

Раздав народам России множество обещаний, большевики на деле осуществляли жесткую политику объединения страны и создания унитарного государства. Валиди раньше многих понял, что обещаниям из Москвы верить не стоит. Поддержка мятежа Чехословацкого корпуса – первый шаг политика в борьбе с большевиками.

Прибыв в Туркестан, Ахмет-Заки включился в создание Совета Национального Единства Туркестана и армии республики. В сентябре 1920 года он отправляет письмо в ЦК, обличает политику компартии, обвиняет большевиков в терроре.

По мнению советских историков Валиди был идеологом и руководителем басмаческого движения в Туркестане, активно противостоял становлению коммунистической власти в Средней Азии. Другие считают его борцом с жестоким режимом, подавляющим свободу народов.

Политика старались выманить в Москву, Сталин рассылал директивы по его поимке, Ахмет-Заки приходилось скрываться. Его надежды на революцию не оправдались, свободы от деспотичной власти Москвы добиться не удалось.

Справка: в 1923 году Валиди покидает пределы страны и отправляется в эмиграцию, которая продлилась до самой смерти ученого.

В эмиграции

В 1924 году Валиди приезжает в Берлин, в 1925 году получает турецкий паспорт и перебирается в Стамбул. Работает преподавателем университета в Стамбуле и служит советником министерства образования.

В Турции Ахмет-Заки продолжает дело, начатое на родине – исследует прошлое тюркских народов, участвует в национальном объединении «Джамиат», издает газету «Туркестан». В Стамбуле ученого ценят и уважают, так как он активно проповедует идею пантюркизма – объединения всех тюркских народов во главе с Турцией.

В 1935 году окончил университет в Вене, затем преподавал в Боннском университете. В 1939 году Ахмет-Заки вернулся в Турцию и преподавал в университете Стамбула. Попал в тюрьму в 1944 году после массовых выступлений студентов по обвинению в пантюркистской деятельности, направленной против СССР. Но обвинение сняли после кассационного суда.

Валиди имел славу большого ученого-востоковеда, читал лекции в университетах США, Австрии, Ирана, Индии. Среди его знакомых были известные политические деятели разных стран, в том числе Джавахарлал Неру, Пехлеви.

Не меньшей славой он пользовался в кругах борцов с коммунизмом. Репутацию ученого даже не подпортили обвинения в связях с разведкой Польши, а затем и с фашистами.

Умер Валиди в 1970 году, похоронен в Стамбуле.

Как сложилась личная жизнь

О личной жизни Ахмет-Заки известно немного. Первый раз он женился в 1919 году еще на родине на дочери имама Нафисе. Их сын родился в Самарканде, куда Нафиса последовала за мужем во время его борьбы с советской властью. Ребенок погиб во время эпидемии малярии в 1921 году.

В эмиграцию Валиди отправился один, но несколько лет пытался добиться разрешения на выезд жены. Нафису из СССР не выпустили. Женщина была в ссылке, второй раз вышла замуж, скончалась в 1987 году.

Ахмед-Заки Валиди

Второй женой ученого стала Назмие Унгар. В браке родилось двое детей – сын Субидай и дочь Исенбике. Дети носят фамилию Тоган.

Взгляд из сегодняшнего дня

После развала СССР многие исторические личности, заклейменные советской властью как преступники, получили право на переоценку их деятельности.

Имя Ахмет-Заки Валиди продолжает вызывать яростные споры и несогласие в обществе. Сторонники и противники не могут найти точки соприкосновения в оценке его деятельности. Многим остается непонятным, как в Башкортостане могут восхвалять своего земляка, призывающего сделать республику частью Турции.

Серьезные разногласия вызывают обвинения Валиди в связях с гитлеровской Германией. По мнению одних – доказательств сотрудничества не существует, другие уверяют, что мусульманские батальоны СС создавались при непосредственном участии ученого, а немцы даже вдохновлялись его трудами по пантюркизму.

Его называют политическим шарлатаном и авантюристом, но пойти на поводу у большевиков Валиди не захотел и предпочел эмиграцию, когда понял, что свои идеи реализовать в России не сможет. Уехал из Турции, не пожелав выполнить заказ Ататюрка и написать книгу, искажающую исторические факты.

Несомненно одно, Валиди – уважаемый во всем мире ученый-востоковед, создавший выдающиеся труды по истории тюркских народов.  На его счету около 400 работ, написанных на 11 языках.

Интересные факты

Жизнь политика и ученого полна удивительных фактов, находок и событий. Приведем некоторые из них:

  1. В 1914 году во время поездки по Туркестану Валиди обнаружил у аптекаря, завертывающего свои снадобья в листы с арабской вязью, древний манускрипт. Он приобрел остатки книги за 20 копеек. Это оказался фолиант 10 века – древнейший перевод Корана на старотюркский язык.
  2. Находясь в Туркестане, Ахмет-Заки поддерживал связь с родиной и беспокоился о ее благополучии. Он знал, что в Башкортостане голод и отправил несколько вагонов с продовольствием в помощь своим землякам.
  3. Заниматься наукой Валиди не прекращал, даже командуя войсками в Туркестане. Вел дневники, изучал исторические памятники в местах, где шли бои, готовил статьи в свободные минуты.
  4. Ахмет-Заки был хорошо знаком с Ататюрком. Первый президент Турции высоко ценил работы ученого. По воспоминаниям сына Валиди, они часто встречались, обедали вместе. По некоторым данным, покинуть Турцию Ахмет-Заки пришлось после ссоры с Ататюрком.
  5. С 1992 года в университете Уфы проводят Валидовские чтения.
  6. В 1938 году Ахмет-Заки получил новый турецкий паспорт и фамилию Тоган. Подданным Турции запретили иметь иностранные фамилии.
  7. Приводятся данные, что Валиди был завербован польской разведкой, а затем сотрудничал с абвером. Знатоки реалий гитлеровской Германии утверждают, что без сотрудничества с властями ученому не позволили бы преподавать в университете. Учетные карточки, а также отчеты, написанные почерком Ахмет-Заки, хранятся в военном архиве в Москве.
  8. В 1923 году в Иране Валиди нашел рукопись Ибн Фадлана, датируемую 10 веком.

После развала СССР ученого-востоковеда вспомнили на родине. Именем Валиди назвали улицы в Уфе, национальную библиотеку Башкортостана, школу. Бюст ученого с 2008 года стоит в парке возле университета в Петербурге. Борцы с национализмом развернули кампанию, требуя убрать бюст Валиди, которого подозревают в связи с фашистами.

Личность Валиди вызывает яростные споры до сих пор. «Колебался вместе с линией партии» – это выражение известно всем, кто жил в СССР. Большевики и сами часто грешили сменой позиций, союзников, отказывались от обещаний и договоренностей. Обвинять политика в гибкости, умении пользоваться моментом странно и нелепо. Научная деятельность Ахмет-Заки Валиди признается учеными всего мира, является значительным вкладом в развитие культуры и истории тюркских народов.

{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (2 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность8.8
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Добавить комментарий
{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (2 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность8.8
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Добавить комментарий