Биография и личная жизнь Далай-ламы, как выбирают духовных лидеров
История титула
Высшие духовные учителя тибетского народа не всегда назывались Далай-ламами. Этот титул буддистские гуру впервые получили в XVI веке. К тому времени в Тибете уже функционировало несколько монастырей, из которых два самых крупных и влиятельных – Дрепунг и Серу возглавлял настоятель Сонамо Гьяцо.
О репутации тибетского гуру услышал монгольский правитель Алтан-Хан и пригласил к себе в гости. Гьяцо удалось обратить короля и монгольскую знать в буддизм, расширив духовную империю тибетских гуру.
В благодарность правитель подарил гостю золотую печать с гравировкой, содержащей трогательные слова. Но более ценным оказался второй подарок – перевод имени гуру. В монгольском языке «гьяцо» звучит как «далай» и имеет два значения – «океан» и «великий». Лама же в переводе с тибетского означает «мастер, гуру». С тех пор верховный тибетский гуру обрел титул Далай-ламы.
Список Далай-лам
К 2023 году на посту духовных лидеров тибетской империи сменилось 14 Далай-лам. Несмотря на то, что Далай-ламой впервые назвали Сонамо Гьяцо, он считается третьим по счету религиозным лидером тибетских буддистов. Титул первого и второго лидера посмертно присвоили двум предшественникам Сонамо – Гедуну Друпе и Гедуну Гьяцо.
Список верховных буддистских гуру представлен в таблице:
Духовный титул | Имя | Место рождения | Продолжительность жизни |
Далай-Лама I | Гедун Друпа | Цанг, Тибет | 1391-1474 |
Далай-Лама II | Гедун Гьяцо | Танака, Тибет | 1475-1542 |
Далай-Лама III | Сонам Гьяцо | Толунг, Тибет | 1543-1588 |
Далай-Лама IV | Йонтен Гьяцо | Тюмед, Монголия | 1589-1617 |
Далай-Лама V | Нгаванг Лобсанг Гьяцо | замок Тагце, Тибет | 1617-1682 |
Далай-Лама VI | Цангьян Гьяцо | Таванг, Индия | 1683-1706 |
Далай-Лама VII | Келзанг Гьяцо | деревня Литанг, Восточный Тибет | 1708-1757 |
Далай-Лама VIII | Джамфел Гьяцо | Цанг, Тибет | 1758-1804 |
Далай-Лама IX | Лунгток Гьяцо | Кхам, Тибет | 1805-1815 |
Далай-Лама X | Нгаванг Лобзанг Джампел (Цултрим) Гьяцо | деревня Литанг, Восточный Тибет | 1816-1837 |
Далай-Лама XI | Хедруп Гьяцо | Гатара, Тибет | 1838-1856 |
Далай-Лама XII | Тринли Гьяцо | Центральный Тибет | 1857-1875 |
Далай-Лама XIII | Тхублен Гьяцо | деревня Тхакло Лангдун, Тибет | 1876-1933 |
Далай-Лама XIV | Тензин Гьяцо | деревня Такцер, Тибет | 1935-по настоящее время |
Практически все духовные лидеры родились в Тибете, лишь IV Далай-лама принадлежал монгольской династии. Каждый из них оставил определенный след в истории буддизма, но больше всего запомнились лишь некоторые лидеры.
Пятого верховного гуру прозвали Великим. Он объединил разрозненные политические силы Тибета, превратив страну в мощную державу. Его смерть держали в секрете 15 лет. Отсутствие Его Святейшества на официальных мероприятиях объяснялось нахождением лидера в медитации.
Шестой лидер прославился распутным образом жизни. Но, несмотря на это, тибетцы гордились им. В 23 года его отравили враги.
Самую короткую жизнь прожил IX правитель – в 9 лет гуру скончался. Поиски следующего духовного лидера заняли 10 лет, но и он умер, не дожив до совершеннолетия.
Недолго правили империей XI и XII гуру. Таким образом, более 100 лет управление Тибетом осуществлялось ламами-регентами.
С приходом XIII мудреца жизнь в стране пошла на лад. Духовный лидер интересовался как внутренней, так и внешней политикой, стремясь создать современное государство.
Как выбирают кандидатов
Согласно учению тибетских монахов Далай-лама после смерти перевоплощается в ребенка мужского пола, который на момент кончины гуру прожил не менее 49 дней.
Для поисков духовного правителя монахи используют несколько методов:
- предсказания предшествующего гуру, указавшего при жизни место, где живет наследник или какой-либо знак для опознания мальчика;
- в случае кремации умершего мудреца место проживания реинкарнации бодхисаттвы определяется по направлению дыма;
- с помощью символических знаков либо видений, за которыми отправляются на священное озеро-оракул Лхамо Лацо.
Иногда духовного правителя ищут несколько лет. Поиски нынешнего Далай-ламы заняли 4 года.
Определившись с местом жительства преемника, тибетские монахи отправляются искать дом, где живет мальчик. Но, прежде чем объявить о появлении нового Далай-ламы, кандидата тестируют. Перед мальчиком раскладывают различные предметы. Ребенку необходимо выбрать среди них те, что принадлежали усопшему.
Иногда кандидатур, претендующих на реинкарнацию бодхисаттвы, оказывается несколько. Тогда монахи проводят жеребьевку. В золотую вазу опускают листочки с именами кандидатов. Тот, чье имя вытаскивается первым, объявляется Далай-ламой.
После этого преемника привозят в столицу Лхасу и помещают во дворец Потала. До совершеннолетия юношу опекают и защищают мудрые учителя, обучающие мальчика духовным и прочим наукам, а его полномочия временно исполняет регент. Став совершеннолетним, Далай-лама полностью вступает в свои права.
Современный Далай-лама
После смерти 13 лидера начались поиски нового воплощения. В соответствии с предзнаменованиями поисковые группы отправились за мальчиками, имена которых назвал второй по рангу духовный лидер тибетцев – Панчен-лама.
После проверки двое кандидатов отпали. Остался один, проживающий в селе Такцер, стоящем на границе провинции Амдо с Китаем. По преданию, Далай-лама XIII, направляясь как-то в паломничество, проезжал недалеко от деревни Такцер. Красота этого места настолько впечатлила гуру, что он пожелал однажды вернуться сюда.
Мальчика, появившегося на свет 6 июля 1935 года, звали Лхамо Дхондруб. Его родители были простыми фермерами, зарабатывавшими на жизнь выращиванием картофеля и зерновых культур. Мать Лхамо родила 16 детей, из которых в живых осталось лишь семеро. Одним из любимых занятий мальчика в детстве была игра в путешествия. Собрав вещи в сумку, Лхамо представлял себе, что едет в Лхасу.
Обнаружив дом преемника, поисковики скрыли свою истинную цель, попросившись переночевать. Руководитель группы – сера-лама держал в руках четки покойного Далай-ламы. Когда Лхамо попросил четки у монаха, тот согласился отдать их с условием, что мальчик знает, кто он такой. В ответ Лхамо назвал монаха сера-ламой и заговорил на незнакомом для родителей диалекте.
Тогда монахи рассказали родителям о своей цели и попросили разрешить провести несколько испытаний. Перед мальчиком выкладывали предметы, из которых он должен был выбрать принадлежащие Далай-ламе XVIII. Ребенок безошибочно указывал на вещи ламы.
С тех пор жизнь Лхамо резко изменилась. В 1939 году мальчика перевезли в Лхасу, где назначили ему двух наставников. Церемония возведения на престол нового Далай-ламы состоялась 22 февраля 1940 года. Для управления страной до достижения лидером совершеннолетия назначили регента.
Юному гуру предстояло получить специальное образование. Программа обучения состояла из изучения «пяти больших наук»:
- логики;
- санскрита;
- философии буддистов;
- медицины;
- тибетского искусства и культуры.
Кроме того, юноша изучал и «малые науки»: поэзию, астрологию, музыку, драматическое искусство, словесность.
В 24 года Его Святейшеству предстояло сдать экзамены для подтверждения готовности встать во главе буддисткой империи. Предварительные испытания проходили в трех монастырях: Дрепунга, Сера и Ганден. Для финального экзамена предназначался главный храм Лхасы, где присутствовало около 20 тысяч буддийских аббатов.
Когда Далай-ламе исполнилось 14 лет, правительство Пекина ввело в Тибет свои войска. Через год молодому лидеру передали управление политической деятельностью страны для урегулирования проблем с Пекином.
Около 10 лет Его Святейшество пытался договориться с китайским правительством, но безрезультатно. В марте 1959 года в Лхасе вспыхнуло восстание, жестоко подавленное китайской армией. Опасаясь за свою жизнь, Далай-лама бежал, попросив политического убежища в Индии. С тех пор тибетский лидер вместе со своими соратниками живет в индийском городе Дхарамсала.
Отношения с другими религиозными лидерами
Межрелигиозные конфликты часто приводят к насильственным актам, розни и войнам. Далай-лама считает необходимым налаживание гармоничных отношений между представителями разных религиозных течений. С этой целью тибетский духовный лидер не раз встречался в Ватикане с главами Всемирной католической церкви – Папой Римским: Павлом VI в 1973 году, Иоанном Павлом II – 1980,1982,1990,1996,1999 годах.
В 1981 году Далай-Лама приехал в Лондон на встречу с духовным главой английской церкви – епископом Кентерберийским Робертом Ранси. Тибетский верховный гуру был одним из участников съезда религиозных лидеров, где общался с представителями исламской и иудейской церквей.
По мнению буддийского мудреца, многообразие религиозных течений необходимо для удовлетворения потребностей людей с разными взглядами. Следует с уважением относиться друг к другу, молясь о благополучии всех живущих на земле.
Далай-лама фото
Интересные факты
В 2018 году действующий тибетский гуру предложил изменить правила по выбору преемника. Претендовать на высший духовный титул теперь могут не только дети, но и взрослые юноши. За год до этого гуру предлагал рассматривать в качестве кандидатов даже женщин.
Весной 2019 года Его Святейшество заявил о том, что его посмертное перевоплощение, вероятнее всего, произойдет в Индии. Однако, еще в начале 70-х годов гуру заявлял, что народ Тибета должен сам решить, нужна ли реинкарнация духовного лидера. Гуру предположил, что, возможно, он окажется последним Далай-ламой.
Китайские пропагандисты, выступающие против тибетского лидера, обвиняют его в связях с известным нацистом Харрером. О знакомстве с четырнадцатым Далай-ламой Харрер написал в своей книге «Семь лет в Тибете». Но Его Святейшество отрицает этот факт, утверждая, что о нацистах никогда не слышал.
Буддистский гуру прослыл миротворцем, за что в 1989 году удостоен Нобелевской премии. У Его Святейшества множества хобби. Он любит медитировать, заниматься садоводством и ремонтировать часы.
Тибетский мудрец много путешествует по миру. В 2017 году он посетил Ригу, где познакомился с солистом российской рок-группы «Аквариум» Борисом Гребенщиковым. Российские музыканты посвятили буддистскому лидеру песню под названием «Бедная лошадь». В музыкальной композиции лошадь символизирует душу, мечущуюся в поисках свободы и стремящуюся к просветлению в соответствии с буддистским учением.
Изображения тибетского мудреца можно увидеть на многих фотовыставках и на картинах художников, он – герой фильмов и книг. Его Святейшество и сам пишет книги, среди которых наибольшую известность приобрело автобиографическое произведение «Моя страна и мой народ», вышедшее в 1962 году. В 1991 году мудрец расширил свои мемуары, выпустив книгу «Свобода в изгнании».
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!