Биография и личная жизнь Кристофа Глюка, жена, карьера и успех композитора

Кристоф Глюк
Биография и личная жизнь Кристофа Глюка, жена, карьера и успех композитора
Карьера
Дата рождения
Восточный гороскоп
Лошадь
Место рождения
Рост
Вес
Семейный статус
был женат
Дети
нет
Соцсети
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Юные годы

Реформатор в области оперной музыки, композитор Кристоф Глюк родился в семье потомственных лесничих. Его прадед, Симон Глюк фон Рокезан был чешским аристократом, но растерял богатство. Дед композитора, Иоганн Адам служил лесником в угодьях принца Фердинанда Августа фон Лобковица.

Быстрый поиск знаменитостей

Когда родился Кристоф, его родители жили на границе Баварии и Чехии. Отец композитора Александр был отставным военным, во время войны с Испанией служил оруженосцем при генерале Евгении Савойском. После отставки он женился на Марии Валльбург. После рождения Кристофа земли, на которых жила семья Глюк, перешли в состав Чехии, а Александр стал лесничим на службе у графа Лобковица.

В детстве Кристоф помогал отцу и продолжил бы семейное дело, если бы не музыкальный талант. Мальчику нравилась церковная музыка, которую он слушал на мессах. В 12 лет родители отправили его в городок Комотау (ныне Хомутов) учиться в иезуитской академии. Кристоф изучал греческий язык и латынь, историю и точные науки.

Кристоф Глюк фото

Юный Глюк обладал хорошим певческим голосом, пел в церковном хоре, научился играть на органе. Он занимался музыкой с частными учителями, освоил скрипку, фортепиано и виолончель. При этом отец не считал музыкальный талант сына серьезным и настаивал, чтобы тот после окончания школы вернулся в лесничество. Кристоф не послушался и уехал в Прагу, где поступил в университет на математический факультет.

Начало карьеры

В столице Кристоф уделял мало времени изучению формул и теорем. Отец лишил его финансирования, поэтому юному бунтарю пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь. Глюк подрабатывал скрипачом в уличных ансамблях и пел в хоре церкви Святого Якуба.

Руководителем хора был композитор Богуслав Черногорский, которого прозвали «чешским Бахом». Он заметил интерес Кристофа к сочинению музыки, научил его основам композиции и мелодики.

Юный музыкант делал наброски первых сочинений и гастролировал с ансамблями по близлежащим деревенькам, где его творчество с восторгом слушали крестьяне. Уроки Черногорского и жизнь в Чехии повлияли на творчество Глюка в будущем, пропитав его чешскими народными мотивами.

На княжеской службе

Спустя два года после переезда в Прагу Кристоф помирился с отцом. Князь Лобковиц узнал, что сын лесничего весьма сведущ в музыкальной грамоте и захотел с ним познакомиться. В результате юный Глюк был принят в свиту князя музыкантом и певчим капеллы. Ему предстояло работать во дворце в Вене, поэтому учебу в Праге пришлось оставить.

В столице Австрии талантливого молодого человека перехватил итальянский магнат Антонио Мельци. Лобковиц отпустил своего музыканта в Милан. Там Глюк продолжил образование у композитора Джованни Саммартини.

Кристоф Глюк фото

Через четыре года Кристоф написал музыку к опере «Атаксеркс» и прославился в Италии. Его следующие оперы ставили в Венеции и Турине, а затем поступили предложения из Лондона. В английской столице Глюк познакомился с оперным композитором Георгом Генделем и представил оперы «Падение гигантов» и «Артамена».

Жизнь в Вене

Несмотря на прохладную встречу его творений в Англии, Глюк получил приглашение поставить оперу ко дню рождения супруги австрийского императора Марии Терезии. Композитора и его произведения уже хорошо знали в Европе. Оперы Глюка исполняла итальянская театральная труппа Минготти. Постановки нравились зрителям, но коллеги были недовольны музыкой.

Автору большинства либретто, поэту Пьетро Метастазио не нравился стиль Глюка, а друг Гендель говорил, что его повар больше понимает в контрапункте. Но непонимание не мешало поэту присылать Кристофу новые стихи, а Генделю играть с ним общие концерты.

В 1752 году композитор женился и поселился в Вене. Сразу по приезду его пригласил на должность капельмейстера дворцового оркестра принц Саксен-Гильдбурггаузен. В 1754 году Кристоф стал капельмейстером в придворном «Бургтеатре».

Начало реформаторства

Почетная должность требовала новых достижений. Каждую неделю Глюк давал концерты, в которых участвовали знаменитые оперные артисты. Выступить на таком концерте считалось престижной наградой и признанием.

Композитор развивал жанр итальянской оперы-сериа. Кристоф старался преодолеть традиционный устой, согласно которому музыка писалась под вокал артистов. Глюк хотел, чтобы музыкальное сопровождение стало частью спектакля и передавало драматизм действия.

В творческом поиске композитор переключился на комические французские оперы, балетные постановки. Так появился знаменитый балет «Дон Жуан».

Временное проживание в Париже

Страсти по опере затронули не только творческую натуру Глюка. Музыкальное сообщество раскололось на любителей французского и итальянского оперного стиля. В семье французского короля Людовика XVI тоже не было согласия. Супруга Мария-Антуанетта не разделяла его увлечения итальянской оперой. Она нашла единомышленника в лице Глюка, который стал негласным лидером поклонников французского стиля.

Кристоф Глюк композитор

Когда юная Мария-Антуанетта жила в Вене, композитор учил эрцгерцогиню музыкальной грамоте и основам композиции. После замужества королева пригласила Глюка в Париж. Кристоф использовал благосклонность Марии-Антуанетты, чтобы представить во французской столице свои оперы, которые в Вене вызывали бурю споров. Там он стал сотрудничать с автором либретто Франсуа дю Рулле, по совместительству атташе.

Новые оперы «Ифигения в Авлиде» и «Орфей и Эвридика» так понравились Марии-Антуанетте, что королева выдала композитору за каждую по 20 тысяч ливров. После этого Глюк оказался объектом ревности австрийской государыни, Марии Терезии. Она назначила его императорским и королевским композитором с ежегодным жалованьем в 2 тысячи гульденов. Глюк не мог проигнорировать оказанную честь и вернулся в Вену.

Возвращение на родину

Столица Австрии встретила композитора неожиданно благосклонно. У него оказалось больше единомышленников, чем перед отъездом в Париж. Сотрудничество с реформатором Глюком открывало путь к славе либреттистам, которые мечтали подвинуть с пьедестала переборчивого Пьетро Метастазио.

Сторону Глюка принял прославленный хореограф Гаспаро Анджолини, вдохновленный его музыкой к балету «Дон Жуан». Также в Вене оценили оперу композитора «Орфей и Эвридика», которую восторженно приняли в Париже. Глюку удалось сделать акцент на музыке и использовать ее как художественный инструмент.

Кристоф Глюк чб портрет

Сотрудничество с либреттистом Раньери де Кальцабиджи ознаменовало новый виток популярности композитора. В отличие от Метастазио, поэт предпочитал пафосу простоту и реалистичность в изображении страстей и приветствовал свободу композиции. Их совместные оперные творения «Альцеста» и «Парис и Елена» с успехом демонстрировались в Парме.

Глюк недолго радовался признанию в Вене. Новый правитель Фридрих II Прусский не питал слабости к французской опере. Композитор понял, что его творчеством все меньше интересуются и вновь переключился на французское сообщество. Мария-Антуанетта по-прежнему была благосклонна к своему учителю. Под ее влиянием Париж превратился в цитадель оперного искусства.

Очередной переезд во Францию

В столице Франции Кристофа ждал контракт с Парижской оперой, действующий со времени первого визита. В памяти поклонников еще были свежи воспоминания о его противостоянии с Никколо Пиччини, ярым традиционалистом и приверженцем итальянского стиля. В музыкальной среде даже появились два противоборствующих лагеря — «глюкисты» и «пиччинисты».

За время отсутствия Глюка в стане поклонников французского стиля произошел раскол. От «глюкистов» откололись поклонники традиционных устоев, которым были верны композиторы Жан-Батист Люлли и Жан-Филипп Рамо.

Новое произведение Глюка стало вызовом для всех группировок. Композитор написал музыку к эпичной поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» о Первом крестовом походе, превращенной в либретто драматургом Филиппом Кино. К поэме обращались ранее его соперник Люлли вероломный друг Гендель.

Люлли писал музыку к тому же самому либретто Кино. Его опера называлась «Армида». Глюк написал собственную «Армиду» и премьера показала, как кардинально отличаются взгляды традиционалиста и реформатора.

Следующие двести лет поклонники спорили о том, чей вариант лучше. Но тогда в 1777 году музыка Глюка произвела фурор в Парижской опере, а спустя два года он закрепил успех оперой «Ифигения в Тавриде», окончательно склонив весы в пользу реформаторского французского стиля.

Творческое наследие и влияние на культуру

Кристоф Глюк писал оперы с 1741 года. Его первые произведения не сохранились, но были написаны на античные сюжеты, традиционные для оперного искусства XVIII века. Композитор находил много недостатков в итальянских произведениях. В своем творчестве он стремился уйти от превосходства вокального мастерства над драматизмом, превратить увертюру в целую с оперой композицию, добавить выразительности речитативам.

Глюк заметил намерения выйти за рамки традиций и сделать драму более реалистичной в творчестве Генделя и поэтому так проникся общением с ним. Но цели у композиторов оказались разные.

Кристоф Глюк

В период увлечения французскими операми Глюк добавил в действо бытовые сценки и обратился к песенному фольклору. Но настоящим реформатором он стал в период работы с либреттистом Кальцабиджи. Оперы Глюка потеряли аристократичный пафос, но наполнились моралью, нравственными идеалами и подлинной драмой чувств.

Кристоф Глюк сетовал, что никто из немецких композиторов не заинтересовался его идеями. Но его влияние заметно в творчестве Людвига ван Бетховена и Рихарда Вагнера.

В юности Кристоф Глюк писал симфонии для оркестра. Его авторству принадлежит музыка еще к трем балетам: «Александр», «Семирамида» и «Китайский сирота». Но больше всего в его творчестве насчитывается оперных произведений, некоторые из которых до сих не сходят со сцен театров во всем мире.

«Орфей и Эвридика»

Первая реформаторская опера Глюка написана на либретто Кальцабиджи по мотивам греческого мифа об Орфее, изложенного в поэме Вергилия «Георгики». Премьера состоялась в венском «Бургтеатре» в 1762 году. Ключевые новшества оперы:

  • главным в речитативе стал смысл слов;
  • оркестровые партии соответствовали настроению сцен;
  • вокальное исполнение сочеталось с актерским мастерством;
  • увертюра передавала характер следующей за ней сцены;
  • хор стал частью театрализованного действа.

Опера состоит из музыкальных номеров, которые представляют собой законченные произведения и могут исполняться отдельными отрывками. Самая известная партия — «Танец блаженных теней».

В 1771 году композитор переработал оперу: написал увертюру, рассчитанную на французскую публику, добавил танцевальные номера. В обновленном виде «Орфей» демонстрировался в 1772 году в театре «Пале-Рояль» в Париже.

Изначально мужская партия Орфея предназначалась для голоса альт. Ее мог исполнять только певец-кастрат Гаэтано Гауданьи. Позже Глюк понизил партию до тенора. В XIX веке благодаря ее исполнению прославился французский певец Адольф Нурри. Но Гектор Берлиоз вернул Орфею звонкоголосость, переписав в своей редакции оперы его арию под голос Полины Виардо.

Оперу «Орфей и Эвридика» ставят в XXI веке. В 2015 году в немецком городе Херн показывали вариант с партией для тенора. В 2017 году оперу поставили в Чикаго с балетными номерами от хореографа Джона Ноймайера.

«Альцеста»

Премьера итальянской оперы состоялась в 1767 году в Вене. Вновь сотрудничество Глюка и Кальцабиджи порадовало публику спустя пять лет после премьеры «Орфея и Эвридики». Партитуру «Альцесты» предваряло посвящение герцогу Тосканскому, в котором композитор изложил главные принципы своей реформы. Автор развил музыкально-драматические новшества, задатки которых появились в «Орфее».

Кристоф Глюк автор

В основу либретто трехактной оперы легла трагедия Еврипида. Главная героиня царица Фессалии Альцеста готова сойти в Царство мертвых, чтобы спасти мужа, царя Адмета. Увертюра к опере — образец сплетения венского классицизма, итальянского и французского стиля в творчестве композитора.

В 1776 году Кристоф Глюк написал французскую версию «Альцесты» на либретто Франсуа дю Рулле. Композитору было свойственно переписывать собственные произведения. Также он брал отрывки из ранних малоизвестных работ и использовал их в новых. Французская «Альцеста» — самостоятельная опера с текстом и музыкой, отличными от итальянской версии.

«Армида»

Триумфальное произведение, венчающее творчество Кристофа Глюка, завершает тройку реформаторских опер. За основу либретто взят эпизод из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» о любви колдуньи Армиды к рыцарю Ринальдо.

Глюк работал над оперой в 1777 году, в разгар распрей между приверженцами классической традиции и реформаторства. Ранее на то же самое либретто Филиппа Кино написал музыку его соперник, композитор Жан-Батист Люлли. Кристоф лишь вычеркнул из текста хвалебный пролог Людовику XIV.

Во время работы композитор взял на себя обязанности режиссера, чтобы не дать привычной рутине проскользнуть в его произведение. Он следил за репетициями певцов и хора, требовал эмоциональной актерской игры и вел себя деспотично. Мэтра хореографии того времени Гастона Вестриса композитор лишил права «брыкаться» в такой постановке, как «Армида», аргументировав тем, что все знания танцора заключены в пятках.

Кристоф был готов на все, лишь бы искоренить шаблоны из своей оперы и не напрасно. В 1779 году соперник Никколо Пиччини признал его музыкальным революционером, а в Парижской опере появился мраморный бюст Глюка, вытесанный скульптором Жаном-Антуаном Гудоном.

Личная жизнь композитора

Кристоф Глюк женился в зрелом возрасте, когда уже был знаменит в Европе. После приезда в Англию он шесть лет ездил с итальянской труппой Минготти, побывал в Гамбурге, Неаполе и Копенгагене. Композитор любил заводить интересные знакомства с творческими людьми, постоянно пополнял профессиональные знания и, наконец, прибыл в Вену.

Кристоф Глюк фото

7
9
11
10
12
13
7 9 11 10 12 13

В городе заканчивалось строительство «Бургтеатра» и готовилось торжество ко дню рождения Марии Терезии. Композитор посвятил государыне оперу «Узнанная Семирамида» и премьера с блеском прошла в новом театре. Кроме всеобщих похвал Кристоф получил подарок судьбы — знакомство в 16-летней Марией Анной Бергин, дочерью успешного коммерсанта.

Девушка была значительно младше 34-летнего композитора, но возраст и слава не помешали любви. Пока развивался их роман, Глюк написал оперу «Свадьба Геракла и Гебы», а спустя два года после знакомства он женился на возлюбленной.

У Кристофа и Марии не было детей. Композитор оставил великое творческое наследие, но не обзавелся наследником. Супруги Глюк приняли на воспитание племянницу и относились к ней, как к дочери.

Кристоф был увлечен работой и «революционной» деятельностью, но всегда находил время для семьи. Мария Анна с теплотой относилась к мужу и во всем его поддерживала.

Последние годы и смерть

Напряженная работа, накал борьбы между «глюкистами» и «пиччинистами» подорвали здоровье композитора. Победу омрачил инсульт. Болезнь поразила Глюка в 1779 году, через два месяца после премьеры оперы «Ифигения в Тавриде».

После «Армиды» Кристоф не мог себе позволить понизить планку, поэтому вложил все реформаторские идеи в новое произведение. Это была переработка написанной в ранние годы оперы «Ифигения в Авлиде», но уже с учетом высоких требований к драматическому реализму. Премьера второй редакции состоялась в мае 1779 года, а в июле автора поразила немощь.

Композитор работал над следующей оперой «Эхо и Нарцисс». Он завершил произведение, несмотря на то, что был частично парализован. Премьера прошла в сентябре в Париже, но не повторила успеха «Армиды» и «Ифигении».

Глюк переехал в Вену, где в последние годы писал музыку на стихи немецкого поэта Фридриха Готлиба Флопштока. В июне 1781 года Глюк пережил второй инсульт. Композитор надеялся еще поставить оперу «Битва Арминия» по одному из сюжетов Флопштока, но в 1787 году скончался.

Интересные факты

В период работы в Лондоне Кристоф Глюк шел на различные ухищрения, чтобы привлечь взыскательную публику на концерты. Однажды великий оперный реформатор сыграл на рюмках в сопровождении оркестра. Глюк придумал заполнять рюмки водой до разного уровня и извлекать музыкальные звуки. С помощью двадцати шести емкостей он играл партии, написанные для скрипки и клавесина.

Подробности о жизни композитора:

  • за оперу «Антигона», написанную для театра «Арджентина» в Риме, был награжден Папой Бенедиктом XIV орденом Золотой шпоры и получил прозвище «Кавалер Глюк»;
  • по оценкам историков, композитор написал 107 опер за всю жизнь, но лишь 46 из них входят в официальный перечень его произведений;
  • знаменитый соперник В. А. Моцарта, итальянский композитор Антонио Сальери был учеником и последователем Кристофа Глюка;
  • в 1756 году в городе Лаксенбург и в 1958 году в Вене демонстрировались французские оперы, автором которых считали Глюка. Но изобилие штампов и пародийных элементов на другие произведения показывает, что их написал другой человек;
  • композитор не беспокоился о материальном благосостоянии семьи, так как его жена Мария была богатой наследницей.

В творчестве немецкого писателя Эрнста Гофмана есть рассказ «Кавалер Глюк». Главный герой представляется фамилией знаменитого композитора и называется хранителем его творческого наследия. В своем рассказе Гофман отдал дань бессмертному гению Кристофа Глюка.

{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (0 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность0
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Добавить комментарий
{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (0 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность0
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Добавить комментарий