Поль Мориа

Поль Мориа
Дата рождения
Восточный гороскоп
Бык
Место рождения
Рост
Вес
Семейный статус
был женат
Дети
нет
Соцсети
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Биография

Классик XX века, аранжировщик музыки к культовым фильмам Поль Мориа знаменит на весь мир умением тонко смешивать стили. Основатель и дирижер «Гранд-оркестра» активно гастролировал, аккомпанировал звездам эстрады. Творчество Поля Мориа богато аранжировками популярных песен и оригинальными произведениями.

Быстрый поиск знаменитостей

Факты биографии композитора:

  • окончил Марсельскую консерваторию по классу фортепиано;
  • в 17 лет начал писать аранжировки для собственного джазового оркестра;
  • с 1957 года после переезда в Париж работал аккомпаниатором и аранжировщиком на студии звукозаписи Barclay, выпускал собственные музыкальные записи на грампластинках;
  • в 1962 году обрел мировую славу благодаря песне «Chariot» («I Will Follow Him»);
  • в 60-е годы писал музыку к фильмам;
  • более десяти лет был директором и автором песен Мирей Матье;
  • с 1965 года давал концерты с «Гранд-оркестром»;
  • в 1968 году выпустил самую известную композицию «Love is Blue»;
  • в 1998 году выступил в последний раз в Японии.

Музыка Поля Мориа нравилась советским слушателям и часто использовалась в телепередачах. Композитор приезжал в Советский Союз со своим коллективом и вместе с Мирей Матье. В поездках его сопровождала жена Ирен. Поль Мориа скончался в 2006 году от тяжелой болезни.

Маэстро не оставил наследников. Только его творчество и коллектив продолжают жить благодаря новому руководителю, Жану-Жаку Жюстафре. При жизни композитора «Гранд-оркестр» был признан во Франции национальным достоянием.

Детство и юность

Поль Мориа был сыном почтальона. Отец композитора любил музыку, умел играть на фортепиано, гитаре и арфе. Увлечение передалось Полю по наследству в многократном размере. Маэстро научился игре на клавишном инструменте в три года, почти сам.

Однажды мать заметила, что маленький сын сидит за пианино и что-то наигрывает. Подоспевший отец узнал в наигрыше мелодию, которая звучала по радио. Поль услышал ее и подобрал на клавишах на слух. Отец научил мальчика нотной грамоте и азам игры на фортепиано.

Полю было интересно заниматься, ведь уроки больше походили на игру. Благодаря отцу талант Мориа развивался с ранних лет с любовью к труду и знаниям. После окончания консерватории 14-летний Поль мечтал стать пианистом. Он хорошо знал классические произведения, но не разбирался в модных веяниях. Поэтому Мориа так потряс джаз.

Впервые Поль услышал исполнение джазового оркестра на вечеринке, на которую пришел с другом. Юный выпускник консерватории захотел присоединиться к коллективу, но ему не хватало образования.

Отец и мать согласились с желанием сына продолжить учебу в Париже, но столицу оккупировали фашисты. Мориа остался в родном Марселе, куда не добрались оккупанты.

Поль выступал как пианист с классическим репертуаром, но мечта об оркестре не покидала его. В итоге юноша собрал джазовый коллектив, причем возраст музыкантов не имел значения. Пожилые джазмены с удовольствием играли под управлением энергичного 17-летнего маэстро.

Музыка

Первый оркестр Поля завоевал популярность среди любителей кабаре Марселя и окрестностей. В юные годы уже прослеживалась склонность композитора соединять классику и джазовые мотивы. Несмотря на успех, Поль решил не останавливаться на достигнутом.

Мориа было 32 года, когда он приехал в Париж. У марсельца было достаточно опыта аранжировки и выступлений, чтобы получить работу на звукозаписывающей студии. С Barclay Racords работали величайшие звезды французской эстрады — Далида, Катерина Валенте, Морис Шевалье.

Плодотворное сотрудничество сложилось у Поля Мориа с Шарлем Азнавуром. Композитор и шансонье записали вместе более сотни песен. Мориа с оркестром обязательно сопровождал Азнавура на гастролях. На долгие годы творчество связало маэстро с блистательной Мирей Матье.

К 40 годам песни Поля Мориа любили во всем мире. Композитор же мечтал вновь взять в руку дирижерскую палочку. Оркестровая музыка в середине 60-х уступала по популярности электронным ритмам, но коллектив Мориа вернул к ней интерес слушателей. На концертах «Гранд-оркестра» каждый находил что-то по душе, от классики до современных аранжировок. Билеты раскупали задолго до выступлений.

Поль ездил в туры по Европе, Северной и Южной Америке, Азии и СССР. Особенно музыку «Гранд-оркестра» любили японцы. Однажды в Токио состоялись два концерта бэнда в один день, и оба собрали аншлаг. В Японии, где его лучше всего встречали, Поль провел юбилейный концерт в честь тридцатилетия коллектива, а спустя два года — прощальный концерт.

Личная жизнь

Поль Мориа всецело принадлежал музыке, оркестру и зрителям. Рядом с композитором могла быть только разделяющая его интересы спутница. Именно такой была Ирен Мориа.

Поль познакомился с будущей супругой в 1952 году. Ирен по профессии учительница и обожала свою работу. Но мужа она любила больше. Мориа уезжал в долгие туры. Чтобы не разлучаться, Ирен распрощалась с учениками и школой и стала помощницей мужа.

Позднее семейное счастье композитора не омрачали ревность к поклонницам и славе. Ирен понимала, что творчество занимает главное место в жизни мужа. Полгода супруги проводили в Париже, пока проходили репетиции и звукозапись, а в следующее полугодие отправлялись на гастроли.

Интеллектуал и эстет

По натуре Поль был истинным южанином. Композитор любил национальную французскую игру петанг, часто играл с друзьями во время летнего отпуска. После партии он приглашал всех выпить по стаканчику пастиса — анисовой настойки.

Мориа предпочитал культурный досуг: шахматы, теннис, походы на концерты, в кино. В минуты домашнего отдыха он слушал классическую музыку и читал. Любимыми писателями Мориа были Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер и Жан де Лафонтен.

Маэстро обладал тонким музыкальным вкусом. Увлеченный поклонник джаза в молодости стал чаще слушать Бетховена и База в пожилом возрасте. Любимыми артистами Поля были Серж Генсбур, Элла Фицджеральд, Френк Синатра, Пол Маккартни, Мишель Легран. Среди дирижеров маэстро уважал Пьера Болеза.

Смерть

Поль Мориа завершил карьеру дирижера в 1998 году, но продолжил работать с «Гранд-оркестром» вне сцены. Поклонники сожалели об уходе маэстро и хотели, чтобы его музыка вновь звучала. После долгих колебаний Мориа решил, что оркестр будет давать концерты, но с другим дирижером.

Композитор назначил своим сценическим преемником Жиля Гамбюса. Под его руководством «Гранд-оркестр» провел концертный тур в 2000 году после двухлетнего перерыва. Гамбюс дирижировал с 2002 по 2004 год. Тогда состоялись гастроли оркестра в Китае, России и гостеприимной Японии. В 2005 году дирижерская палочка перешла к Жану-Жаку Жюстафре.

В течение шести лет Поль Мориа был художественным руководителем коллектива. Композитор подбирал репертуар и музыкантов, составлял концертные программы и правил оркестровки. Благодаря его стараниям оркестр звучал так же, как если бы им дирижировал сам Поль Мориа.

Перед смертью маэстро болел лейкемией. Его не стало в 2006 году. Поль Мориа похоронен на кладбище городка Перпиньян, в котором жил с супругой в последние годы. Ирен свято хранила принципы покойного мужа, поэтому не сразу согласилась на предложение Жюстафре организовать памятный тур его оркестра. Только участие Майка Накамуры, давнего друга и надежного японского продюсера Мориа, убедило Ирен согласиться.

Названый сын и призраки маэстро

Супруга композитора не хотела, чтобы именем мужа спекулировали и выдавали поклонникам иной репертуар, чем они привыкли слышать в исполнении «Гранд-оркестра». Жюстафре принял на себя бразды правления коллективом и представлялся в качестве наследника маэстро. Концерты возобновились с именем основателя на афишах.

Жюстафре стали считать полноправным преемником стиля Мориа, а в Китае его представляли как сына и соавтора аранжировок. В 2010 году Ирен посчитала своим долгом внести ясность в происходящее.

Вдова была не против, если бы вместо известной фамилии мужа на афишах значилась фамилия Жюстафре и «наследник» рекламировал бы собственное творчество. Также Ирен не против, чтобы другие коллективы исполняли музыку композитора и отдавали дань его памяти. Но оркестр Поля Мориа не может существовать без него. Жюстафре — не соавтор, не наследник и даже не правообладатель, а любое упоминание имени Поля Мориа в связи с его концертами вводит зрителей в заблуждение.

Произведения

Главная особенность музыки Поля Мориа — душевность. В звучании его оркестра сочеталась романтичная мелодичность скрипок и четкий ритм. Композитор выпустил более сотни альбомов. Самые популярные произведения в исполнении «Гранд-оркестра»:

  • «Alouette»;
  • «El Condor Pasa»;
  • «Love story»;
  • «Speak Softly Love» из фильма «Крестный отец»;
  • «Rain, rain…»;
  • «El Bimbo»;
  • «Penelope».

Музыка оркестра Поля Мориа звучит в фильмах «Шербургские зонтики», «Доктор Живаго» (1965), «Последнее танго в Париже». В комедиях с Луи де Фюнесом «Жандарм в Нью-Йорке» и «Взорвите банк» звучит авторская музыка маэстро.

Русским поклонникам наиболее известны сборники «Бабье лето» и «Под музыку Вивальди». После первых гастролей в СССР Поль Мориа выпустил альбом аранжировок русских народных песен «Россия вечная».

{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (0 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность0
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Добавить комментарий
{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (0 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность0
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Добавить комментарий