Биография и личная жизнь Габдуллы Тукая, слава и литературное наследие поэта

Габдулла Тукай
Биография и личная жизнь Габдуллы Тукая, слава и литературное наследие поэта
Дата рождения
Восточный гороскоп
Собака
Рост
Вес
Семейный статус
не был женат
Дети
нет
Соцсети
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Биография Габдуллы Тукая

Каждый татарин знает, кто такой Габдулла Тукай. Великий татарский поэт прожил всего 26 лет, но оставил после себя достойное творческое наследие: свыше 30-ти стихотворных сборников. Габдулла Тукай стал одним из первых детских авторов в Татарстане, публиковал труды, посвященные татарской мифологии и фольклору. Благодаря переводческой деятельности Габдуллы, татарское население познакомилось с произведениями великих русских поэтов.

Среди сонма татарских поэтов Габдулла Тукай занимает особое место, ведь он стал одним из основоположников татарского языка и культуры.

Судьба поэта не была счастливой с рождения. Мальчик появился на свет в 1886 году в татарском поселке Кушлавыч. Сразу после его рождения умер отец. А следом из жизни ушла мама, оставив 4-летнего Габдуллу сиротой. Родственники не желали возиться с маленьким ребенком, ведь это означало бы взять к себе еще один голодный рот. В итоге мальчишку все-таки забрал к себе дедушка по отцовской линии — мулла Зиннатулла.

Габдулла Тукай фото

gabdulla-tukaj-5
cmOaqDMWDwE
G.Tukaj
SONY DSC
R0_kKrZiy8c
g.tukaj.1
ae319f01639cc49c267d9a39252ec0e7
DQWSv3uZ-uk
m1000x1000
tukaj
tukaj_jpg_ejw_1280_jpg_crop1551162217
Tukaj2
gabdulla-tukaj-2
tukay
i
gabdulla-tukaj-5 cmOaqDMWDwE G.Tukaj SONY DSC R0_kKrZiy8c g.tukaj.1 ae319f01639cc49c267d9a39252ec0e7 DQWSv3uZ-uk m1000x1000 tukaj tukaj_jpg_ejw_1280_jpg_crop1551162217 Tukaj2 gabdulla-tukaj-2 tukay i

Финансовое положение дедушки было не из лучших. Тот искал выходы, куда бы пристроить ребенка. Из того детского времени Габдулла на всю жизнь запомнил холод и отстраненность со стороны родных людей. Наконец, деду удалось найти приемную семью для мальчика. Так маленький Габдулла оказался в Казани. Приемные родители хорошо с ним обращались, жалели. Но спустя два года у опекунов начались проблемы со здоровьем, им пришлось вернуть приемного ребенка деду. Тот был совсем не рад возращению внука, стал искать для него новых опекунов.

На психоэмоциональное состояние маленького Габдуллы серьезно повлияла негативная внешняя обстановка: нищета, голод, скитания из семьи в семью, отсутствие любви и заботы. Мальчик рос хилым, тощим, часто болел. Следующим человеком, приютившим Габдуллу, стал крестьянин Сагди из поселка Кырлай. Но мужчине всего лишь нужны были рабочие руки. Мальчишке, несмотря на слабое здоровье, приходилось трудиться на полях с утра до ночи.

В 1895 году юного Габдуллу отыскала жившая в Уральске тетя по отцовской линии Газиза Усманова, которая была замужем за купцом. Тетя забрала несчастного ребенка в свою обеспеченную семью. В Уральске Габдулла стал посещать школу для мусульман при мечети «Мутыгия». Он был прилежным и способным учеником. Замечательным преподавателем в той мусульманской школе был имам Мутыгулла Тухватуллин.

Имам держал огромную библиотеку, содержащую не только религиозные книги, но и научные журналы, художественную литературу. Габдулла читал взахлеб, вместе с другими учащимися увлекся изданием школьных газет. Имам поощрял европейское воспитание и образование, его ученики ходили не в традиционной, а в светской одежде. Все ученики увлеченно изучали иностранные языки. Тукай не отставал от приятелей: в этой школе он изучил русский, турецкий, арабский языки.

Поэзия и общественная деятельность

С 19 лет Габдулла принялся переводить русские произведения на татарский язык. Первыми его работами стали басни Крылова. В 2004 году результаты творческой работы напечатал журнал «Новый век». Сначала Тукай использовал персидскую манеру изложения стихов, но позже перенял русскую стихотворную традицию. Стихи Пушкина и Лермонтова произвели на юношу настолько большое впечатление, что он решил сам попробовать сочинять.

Тот период жизни юного поэта был самым счастливым в короткой биографии. Тукай писал живые, эмоциональные, наполненные позитивом произведения.

Творческие способности юноши отметил Камиль Тухватуллин — владелец типографии, в которой печатался и работал наборщиком Тукай. Он пригласил молодого человека занять должность редактора журнала «Новый век» и сатирического издания «Стрелы». В этих же изданиях Тукай продолжал печататься. И вскоре прославился на всю Казань, о нем узнали во многих регионах России. Под руководством Габдуллы типография начала публиковать первые в Уральске издания на татарском языке: «Мысль» и «Уралец». В этих журналах Тукай опубликовал свои первые стихи на революционную тематику.

Начало творческой деятельности Габдуллы совпало с революцией 1905 года. Поэт был страстно увлечен идеями социализма. Он часто участвовал в митингах, манифестациях. Печатал статьи с политическими размышлениями. Габдулла пытался осознать, из-за чего революция была повергнута, но так и не смог разобраться. В его тогдашних произведениях ощущаются растерянность, отчаяние, обида, отстраненность от несправедливой реальности.

Окончив медресе «Мутыгия» в 1907 году, Тукай уехал в Казань. В татарской столице юный поэт продолжил публиковать фельетоны и размышления на злободневные темы. Поэт поднимал темы национализма, значимости общего образования, межэтнических отношений, войны, чиновничьего беспредела, бесправия простых людей. Прожив в Казани год, Тукай опубликовал несколько стихов, статей и очерков, посвященных беспокойству за судьбу народа, надежде на светлое будущее. Поэт сотрудничал с журналами «Молния» и «Зарница».

Габдулла Тукай был приверженцем образовательной реформы. Он радел за то, чтобы в медресе получали образование не только мальчики, но и девочки.

Достигнув успеха в творческой карьере, Тукай в 1907 году опубликовал первый поэтический сборник под простым названием «Стихотворения Габдуллы Тукая». Тогда же поэт написал несколько произведений, посвященных другу, под общим названием «Светлой памяти Хусаина». В Казани Тукай увлеченно занимался татарским фольклором, опубликовал 4 книги народных произведений. В «казанский» период Габдулла успел опубликовать 10 стихотворных сборников и 13 детских книг, включающих сказки, стихи и рассказы.

Поэт в своих произведениях был предельно откровенен с читателями. В 1910-1912 годах его творчество стало менее чувственным и возвышенным, по произведениям видно, что Тукай «спустился с небес на землю», стал адекватно воспринимать и анализировать суровую действительность. А еще поэт ностальгировал, размышлял о патриотизме. Это был расцвет его творческой карьеры, его любила публика, принимала интеллигенция.

В то время Тукай совершил путешествие вдоль волжских берегов, остановился в Астрахани, где общался с революционерами. Весной 1912-го поэт отправился в Уфу, а оттуда — в Санкт-Петербург, который тогда был средоточием революционных настроений. В Северной столице поэт прожил полмесяца. Его поразила западная архитектура, развитая транспортная сеть и высокообразованная интеллигенция.

В Санкт-Петербурге Габдулла познакомился с литераторами Мажитом Гафури и Нариманом Наримановым, а также с революционным активистом Муллануром Вахитовым. В Северной столице татарскому поэту довелось услышать оперу «Евгений Онегин» на граммофонной пластинке. Габдулла загорелся желанием посетить оперный театр. Но это не было суждено. У поэта обнаружился туберкулез, врач предписал ехать в южные степи за оздоровлением.

Личная жизнь

Габдулла стеснялся девушек. Он считал свою внешность непривлекательной, не думал, что кому-то может понравиться тощий парень с бельмом на глазном яблоке. С гардеробом тоже была беда. Финансовое положение не позволяло красиво принарядиться. Да и желания покупать модные наряды у поэта не было, как и чувства стиля. Даже став востребованным и прилично оплачиваемым поэтом, Тукай оставался бедняком, просто потому что не умел копить. Все деньги Габдулла раздавал друзьям, устраивал посиделки, не отказывал знакомым в финансовой помощи.

Когда Габдулла прославился, девушки стали обращать на него внимание, подкарауливать. Но поэт не соглашался на встречи. Одной из таких страстных поклонниц была дочь купца Зайтуна Мавлюдова. Она подговорила родственника, чтобы тот свел ее с поэтом. Но встреча с кумиром оказалась короткой и безрезультативной: Габдулла не обратил на девушку внимания.

Потом случилось еще 4 встречи. Второй раз Габдулла и Зайтуна встретились случайно в трамвае. В третий и четвертый раз инициативу проявляла девушка, назначала свидания. Каждый раз при встрече Габдулла стеснялся и краснел, как рак, порывался уйти, но Зайтуна сумела привлечь его внимание. Поэт немного раскрепостился и осмелел, когда прогуливался с девушкой по вечерней улице после очередного творческого собрания. А пятая последняя встреча случилась в редакции. Зайтуна уезжала навсегда в Чистополь, пришла попрощаться. Поэт пообещал проводить ее в порту, но не явился.

Прошло 5 лет. Габдулла Тукай лежал при смерти в больнице. Зайтуна приехала его проведать. Но поэт не разрешил пустить девушку в свою палату. Так он и умер, не имея ни жены, ни детей. А Зайтуна позже стала женой священнослужителя, ее сын, а затем и внучка стали известными литераторами. В преклонном возрасте Зайтуна попросила похоронить ее возле могилы любимого поэта.

Смерть

По настоянию врачей после Петербурга Тукай отправился в башкирскую степь, где в течение нескольких месяцев пытался излечиться кумысом. На пути он заглянул в Троицк, посетил купеческую семью Якушевых. Поправить здоровье не удалось. Поэт смирился со смертельной болезнью, вернулся домой, с августа 1912 года снова начал работать в родной типографии, где из-за пыли, типографской краски и спертого воздуха его болезнь усугубилась.

Скончался Габдулла Тукай 15 апреля 1913 года. В Татарстане был объявлен всенародный траур, закрыты школы и магазины, на первых страницах татарских газет напечатаны некрологи. Похоронен поэт на Татарском кладбище Казани. На надгробии написаны стихотворные строки, посвященные Зайтуне.

Библиография

Вот самые примечательные произведения татарского поэта:

  • 1905 — «О свободе»;
  • 1906 — «Государственная дума», «Паразитам»;
  • 1907 — «Пара лошадей», «Не уйдем!», «О перо!», «Шурале»;
  • 1908 — «Националисты», «Сенной базар»;
  • 1911 — «Гнет», «Дача»;
  • 1912 — «Татарская молодежь»;
  • 1913 — «Надежды народа».

В литературную историю Татарстана Габдулла Тукай вошел в звании национального поэта. Памятники ему стоят в Казани, Москве, Санкт-Петербурге.

Многие стихотворения Габдуллы, в частности «Пара лошадей» и «Родной язык», положены на музыку. На основе сюжета поэмы «Шурале» в 1945 году поставлен балет.

{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (0 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность0
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Добавить комментарий
{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (0 голосов)
Привлекательность0
Харизма0
Обаяние0
Целеустремленность0
Внешний вид0
Речь0
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените личность
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный
/ 10

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените личность

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Добавить комментарий