Биография и личная жизнь Мариса Лиепы, его карьера и успех артиста
Юные годы
Советский танцовщик, солист Большого театра Марис Лиепа родился в простой семье. Его отец Эдуард в молодости был оперным певцом и выступал с хором. Он потерял голос и остался работать в Рижском театре оперы и балета в качестве работника сцены. Мать Лилия увлекалась балетом, но будущее сына сначала видела в профессии врача. Позже именно благодаря ей Марис нашел в себе силы заниматься хореографией.
Будущий артист рос болезненным мальчиком. Он отличался от сверстников щуплым телосложением и постоянно простужался. Марис унаследовал талант отца к пению. Друг семьи, директор театра Рудольф Берзиньш даже взял юного Лиепу в хор мальчиков, выступавший в опере «Кармен». Но Эдуард беспокоился о здоровье сына и хотел, чтобы тот развивался физически.
Марис был не против движения. Он обожал играть в футбол, кататься на велосипеде и лыжах, ходить в бассейн. Юный Лиепа занимался гимнастикой и завоевал титул чемпиона Латвии в плавании вольным стилем. Он сам тренировал как мог собственное тело: брал в школу самые тяжелые учебники, бегал наперегонки с автобусами. Но отец решил, что именно занятия танцами укрепят силу и здоровье сына.
Как пришел в балет
Уроки хореографии казались Марису скучными, но авторитет отца в семье был неоспорим. Так юный Лиепа против своего желания стал учеником Рижского хореографического училища. В разучивании па у станка и растяжках не было той подвижности, которую он любил в футболе.
Однажды Марис просто не пошел на балетный урок. Его совесть пробудили слова матери о том, что настоящий мужчина не бросает дело на полпути. Прогульщик вернулся к станку, и вскоре его терпение было вознаграждено.
Марис не выделялся особой пластикой или прыжками, зато ему удавалось передать характер танца. Преподаватель Валентин Блинов увидел за невероятной артистичностью великое будущее своего ученика. При этом Марис понимал, что далек от совершенства. Он тренировал выносливость, выполняя сначала по пятьдесят подъемов на пальцы ног за один подход. Постепенно количество подъемов увеличилось до сотни.
Марис стал одним из лучших учеников, танцевал маленькие партии во взрослых постановках. Лиепу приняли в состав коллектива для представления училища на всесоюзном смотре хореографических школ в Москве. В 14 лет он впервые приехал в столицу СССР и попал под ее культурное очарование.
Большой театр, спектакль со знаменитой советской балериной Галиной Улановой вдохновили юного танцовщика. Марис решил, что обязательно будет танцевать на сцене главного театра Москвы.
Хорошо зарекомендовав себя на смотре, через три года Марис получил шанс осуществить мечту. Артист балета и педагог Николай Тарасов пригласил семнадцатилетнего латвийца на обучение в Московское хореографическое училище.
Переезд в столицу
Марис принял предложение учиться в Москве, несмотря на то, что стипендия иностранному ученику не полагалась. Родители продали дачу, чтобы оплатить проживание сына. Лиепа постарался их не разочаровать. В его голове роились амбициозные планы.
Юный латвиец стал самым прилежным студентом, не пропустил ни одного урока и получил высший балл по классическому танцу после первого же полугодия обучения. Мариса по-прежнему выделяли больше за характерность в танце, чем за технику. Но он грезил ролью Зигфрида в «Лебедином озере» и на выпускном вечере доказал, что может танцевать сложные партии.
За Лиепой утвердили па-де-де из балетов «Щелкунчик» и «Дон Кихот». Вместо двух партий он исполнил весь балет «Щелкунчик» и заслужил высшую похвалу рецензентов. Его выделили как универсального артиста для соло и дуэта с прекрасной техникой и внешними данными.
К разочарованию Мариса успех на выпускном выступлении не помог ему стать солистом Большого театра. По правилам распределения кадров в СССР после окончания учебы выпускникам предписывалось искать работу в родных республиках и странах. Лиепе пришлось вернуться в Ригу, но Москва не отпускала талантливого артиста. Через полгода он уже выступал в столице республик на декаде прибалтийского искусства.
На фестивале Марис покорил не только зрителей, но и саму Майю Плисецкую. Газета «Известия» опубликовала восхищенный отзыв прославленной балерины о молодом танцовщике из Риги. Затем Плисецкая лично пригласила Лиепу стать ее партнером на выступлениях в Венгрии на днях культуры СССР.
Путь танцора
В паре с Майей Плисецкой, известной по соло «Умирающий лебедь» в балете «Лебединое озеро», сбылась первая мечта Мариса. Он исполнил партию принца Зигфрида. Триумф омрачило лишь растяжение связок на генеральной репетиции. Лиепа терпел боль, плохо сдерживаемую компрессионными бинтами, но мужественно вышел на сцену и не подвел партнершу. После окончания фестиваля артист безотлагательно поехал лечиться в Сочи.
Отдых Мариса заканчивался, когда в курортном городе появились афиши о гастролях труппы театра имени Константина Станиславского и Немировича-Данченко. Театр славился своими постановками не хуже Большого. Лиепа решил остаться в Сочи за свой счет и дождаться труппу, чтобы встретиться с балетмейстером Владимиром Бурмейстером.
Звезда балета, партнер Майи Плисецкой жил на окраине города в съемной квартире и колол дрова, чтобы расплатиться с хозяином. Встреча с Бурмейстером окупила труд. Лиепу приняли в театр и назначили оклад две тысячи рублей. Он получил главные партии во всех спектаклях, признание публики и стал зарабатывать в три раза больше, чем в родной Латвии.
Билеты на балет с участием Мариса разлетались за минуту. После выступлений артиста заваливали цветами. Толпы поклонников желали получить автограф. Вновь Лиепа заслужил уважение примы. На Всемирном фестивале молодежи Галина Уланова вручила танцовщику золотую медаль и выразила личную симпатию его таланту.
Первые серьезные гастроли
Лиепа посвятил четыре года театру Станиславского и Немировича-Данченко. В его репертуаре теперь был не только принц Зигфрид, но и Спартак, Синдбад в балете «Шахерезада», Лионель в постановке «Жанна Д’Арк». В 1960 году Марис отправился в Польшу на первые гастроли в качестве солиста театра. На этот раз его партнершей была прима советского балета Ольга Лепешинская.
Несмотря на всесоюзный и мировой успех, Лиепа помнил о своей второй мечте, и ей тоже суждено было сбыться. Когда артист вернулся из Польши, с ним связался балетмейстер Большого театра Леонид Лавровский. Главная сцена страны не могла упустить жемчужину балета в лице талантливого латвийца.
У Лавровского было несколько претендентов на должность премьера, но деятелей искусства интересовали приземленные вещи в виде зарплаты и квартиры. Марис Лиепа на собеседовании первым делом спросил, какие партии он будет танцевать. Лавровский выбрал его за преданность искусству и отдал все главные партии.
Вновь Лиепу ждали гастроли, теперь как солиста Большого театра. Он блистал в лондонском Ковент-Гардене, исполнив Ромео в балете «Ромео и Джульетта». Специально для Мариса Лавровский поставил балет из одного акта «Ночной город». Кроме сцены артист был востребован как педагог. Лиепу пригласили преподавать в Московское хореографическое училище.
Конец карьеры
Переход в Большой театр стал достойным продолжением карьеры Мариса Лиепы. Даже смена главного балетмейстера не повлияла на его статус премьера. Марис попробовал силы в качестве хореографа. Так на сцену Большого театра вернулась постановка «Видение Розы» русско-американского артиста балета Михаила Фокина.
Новый балетмейстер Юрий Григорович утвердил Лиепу на главную партию Ферхада в балете «Легенда о любви». В знаменитой постановке «Спартак» он переставил латвийца с партии гладиатора на партию его соперника Красса. Смена амплуа принесла всей труппе Ленинскую премию. Марис продолжал ездить на гастроли по всему миру и танцевать в паре со знаменитыми балеринами.
В Англии Лиепу прозвали Лоуренсом Оливье от балета, а знаменитый французский артист Серж Лифарь лично вручил премию Вацлава Нижинского за партию Альберта в балете «Жизель».
Марис все же был не полностью доволен обстановкой в Большом театре. В 1978 году газета «Правда» опубликовала заметку, в которой Лиепа раскритиковал хореографию в новых балетах. Юрий Григорович молниеносно отреагировал на замечания премьера. Балетмейстер освободил Мариса от неприятной хореографии, лишив партий в новых постановках «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный», «Ангара» и столь любимом латвийцем «Лебедином озере».
С момента выхода злосчастной заметки балетная карьера Мариса Лиепы в СССР была окончена. Великий танцовщик работал артистом балета и хореографом-постановщиком за рубежом, а также снимался в кино.
Как сложилась личная жизнь
Марис Лиепа очаровывал утонченностью, стилем и европейским лоском. Латвиец одевался у Пьера Кардена и ввел в советскую моду длинную мужскую шубу. Артист был женат три раза:
- на Майе Плисецкой — балерина согласилась на брак, чтобы не потерять партнера по сцене. Мариса не выпускали за границу на гастроли. При этом на вопросы о чувствах Плисецкая предпочитала не отвечать. Супруги развелись спустя три месяца;
- на Маргарите Жигуновой — в браке с актрисой родились сын Андрис и дочь Илзе, продолжатели балетной династии. Супруги прожили вместе двадцать лет;
- на Нине Семизоровой — с балериной, младшей на двадцать лет, Марис ездил на гастроли в Ригу. Пара жила в маленькой квартире в Москве и рассталась спустя пять лет после свадьбы.
Во втором браке Лиепа завел роман с костюмером Евгенией Шульц. Их отношения продолжались, когда танцовщик женился в третий раз. Евгения к тому времени родила дочь Марию. После третьего развода Лиепа воссоединился с неофициальной семьей, хотя и скрывал ее существование.
На время второго брака артиста также пришелся его роман с Галиной Брежневой. Дочь генсека ходила на все спектакли Лиепы и покровительствовала ему. Стараниями Галины он получил квартиру в Москве. Но жениться на дочери Брежнева, старшей на 11 лет, Марис не собирался. После расставания артист не заметил, что лишился покровительства, позволял себе вольности, такие как критика в адрес балетмейстера Большого театра.
Смерть и ее причины
Обида Юрия Григоровича преследовала Мариса Лиепу до конца дней. Латвийца благосклонно принимали в зарубежных странах. Его творческие вечера в Москве проходили при аншлаге. Но тридцатилетие творческой деятельности Лиепа отмечал в Болгарии и собственные постановки «Дона Кихота» и «Спящей красавицы» представил на сцене Софийской народной оперы.
В Большом театре Марис все-таки станцевал Красса в «Спартаке». В 46 лет он достойно выступил вместе с молодым артистом Иреком Мухамедовым, исполнявшим партию Спартака. Но латвийцу пришлось уволиться. В Большой театр пришли работать его дети. Руководство вынудило Мариса покинуть труппу добровольно, чтобы Андрис и Илзе могли получать первые партии.
Марис Лиепа фото
В последние годы Лиепа сосредоточился на кино и работе постановщика. Его актерский талант получил признание после выхода фильма-спектакля «Гамлет» за блестящее исполнение роли принца Датского. Одна из последних заметных работ Мариса Лиепы в балете — партия Рогожина в постановке Бориса Эйфмана «Идиот».
В родной Риге артисту отказали в должности балетмейстера театра оперы и балета и не разрешили открыть собственный театр. Лишь благодаря благосклонности Моссовета в 1989 году готовился к открытию Театр Мариса Лиепы в Москве и был объявлен набор в балетную труппу,
В последние годы артист пребывал в подавленном состоянии, пил много алкоголя и таблеток, ощущал бесперспективность жизни. Лишь свой театр вдохновлял Мариса, но творческие планы разрушили трагические события 26 марта. Лиепа пришел в Большой театр, и оказалось, что его пропуск недействителен. Грубость охранника добила растревоженного артиста. Дома у него случился сердечный приступ.
Легендарный танцовщик все-таки попал еще раз в Большой театр — посмертно, чтобы поклонники и коллеги могли почтить память неподражаемого Спартака и Красса.
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!