Биография и личная жизнь Марата Гельмана, жена и как стал успешным галеристом
Детские годы
Коллекционер произведений искусства, бывший руководитель «Первого канала» Марат Гельман провел детство в Молдавии. Любовь к творчеству он унаследовал от отца.
Александр Гельман родом из Бессарабии, в детстве жил в гетто, потерял брата во время марша смерти, потом служил во флоте в Севастополе и на Камчатке, был простым рабочим. Гельман-старший с юности увлекался публицистикой, писал статьи, а потом переключился на пьесы, которые с успехом показывали в МХАТе.
Александр Исаакович развелся с матерью Марата, Лилией Гринауцкой, вскоре после его рождения. Второй его супругой стала сценарист Татьяна Калецкая. По ее сюжетам сняты фильмы «Ночная смена», «Ксения, любимая жена Федора». У Марата появился единокровный брат Павел, который тоже стал известным автором киносценариев.
В школьные годы Гельман увлекался живописью, но серьезно связывать жизнь с искусством не решился. В 23 года он приехал в Москву получать специальность инженера в техническом университете связи. МХАТ притягивал Марата так же, как его отца. Студент подрабатывал в театре механиком сцены. Потом он устроился рабочим еще в два театра — «Современник» и Академический театр имени В. Маяковского.
Гельману не удалось зацепиться в театральной среде. После окончания вуза он вернулся в родной Кишинев и работал по специальности около года. В 1985 году стал директором кишиневского центра НТТМ, но мечтал о карьере писателя. В 1986 году Марат все-таки засел за пишущую машинку. Параллельно он обдумывал, как осуществить еще одну давнюю мечту — открыть собственный бизнес, связанный с предметами искусства.
Создание своей галереи
Путь к современному искусству Марат Гельман начал с организации выставки московских художников в Кишиневе в 1987 году. Культурное событие прошло с успехом. Гельман приехал в Москву, привез неплохую выручку от проданных картин участникам и остался в российской столице.
Марат открыл собственную галерею, собрал первую коллекцию, но оказался некомпетентен в оценке ценности экспонатов. Он восполнил недостаток образования за рубежом и стал первым советским арт-дилером. Следующая выставка Гельмана «Южнорусская волна», посвященная украинскому искусству, произвела фурор среди ценителей.
Галерея Гельмана стала первым и ведущим заведением, в котором были представлены работы в стиле постмодернизма, концептуализма, соц-арта.
Марат собирал представителей петербургской «Новой академии» и московского акционизма. В стенах его галереи впервые были продемонстрированы примеры медиарта. Гельман налаживал контакты с западными коллегами, сотрудничал с галеристами из Нью-Йорка и устраивал выставки русских художников в США. Параллельно в Москве его стараниями были показаны работы Энди Уорхола в стиле поп-арт и постмодерниста Йозефа Бойса.
Большое внимание Гельман уделял украинскому искусству, с которого начал путь галериста. В 2002 году он открыл филиал в Киеве, который закрылся через два года. Московская галерея Марата Гельмана успешно работала 22 года. В 2012 году он объявил о закрытии заведения в связи с упадком российского современного искусства и общей нестабильной обстановкой в политике и экономике.
Центр «Культурный Альянс»
Гельман не покинул увлечение артом, а лишь переключился на региональное искусство. Подобно тому, как в прошлые годы он открывал новые имена среди украинских художников, галерист занялся поиском «самородков» в российской глубинке, а также в Казахстане.
Собранные экземпляры Гельман демонстрировал в новой галерее «Культурный Альянс». Предпосылкой к ее созданию была одноименная ассоциация, созданная в 2010 году при поддержке партии «Единая Россия». В течение двух лет организация налаживала культурную связь между городами России, в которых активно развита современная художественная культура.
Спустя десятки выставок и два фестиваля Марат понял, что художники из отдаленных регионов прекрасно знают и владеют современными средствами образного выражения и даже известны за рубежом. Гельман сосредоточился на организации выставок, фестивалей, центров искусства и развитии культуры в регионах.
Концепцию галереи «Культурный Альянс» обозначила экспозиция «Искусство против географии», которая прошла в 2011 году. Выставка показала, что сотрудничество с российским художественным сообществом помогает регионам преодолеть чувство отдаленности без помощи государственных культурных инстанций, например, музеев и даже министерства культуры.
Продюсерский центр-галерея «Культурный Альянс» был мостом между Москвой и художниками из отдаленных уголков страны и ближнего зарубежья. В 2015 году Марат Гельман объявил о закрытии предприятия.
Музей PERMM
Еще один культурный проект Марата Гельмана начался с выставки в Перми и обрел скандальную славу. Экспозиция «Русское бедное» очень понравилась пермякам и привлекала в город ценителей современного искусства со всей страны. В результате было решено продолжить развивать культуру столицы Пермского края.
На месте выставки открылся художественный музей, который возглавил Марат Гельман. Под его руководством проходили выездные выставки в городах России. Проект «Русское бедное» демонстрировался в Милане. Благодаря музею и Гельману появился фестиваль «Живая Пермь», который позже трансформировался в более масштабный проект «Белые ночи в Перми».
Музей PERMM получил статус государственного и щедрое финансирование. Некоторые деятели искусства были не согласны с тем, что Пермская картинная галерея получает только треть бюджета, выделяемого Гельману. Стоимость работ, выставляемых в его музее, по их мнению, была завышена.
Работой музея Гельмана также был недоволен Митрополит Кирилл, в то время епископ Ставрополья. Он заявил, что выставляемые там работы не имеют ничего общего с искусством и разжигают вражду между верующими разных религий и наций. Губернатор Олег Чиркунов, поддержавший инициативу Гельмана, покинул должность в 2012 году.
Спустя год новый губернатор уволил Марата. Последняя выставка художника из Красноярска Василия Слонова была посвящена грядущей Олимпиаде в Сочи и не выдерживала цензуры. В 2014 году Гельман уехал жить и развивать культуру Черногории. Галерист открыл арт-резиденцию Dukley European Art Community, в которой проходят выставки современного искусства.
Карьера в Москве
Параллельно с открытием первой галереи Марат Гельман участвовал в политической жизни страны. В 90-х годах он состоял в блоке «Поколение рубежа», баллотировался в Думу, руководил избирательной кампанией Сергея Кириенко перед выборами мэра Москвы.
Новое тысячелетие Зельман начал в должности члена правления организации «Медиасоюз», основанной Александром Любимовым. В 2002 году он возглавил аналитическую дирекцию телеканала «ОРТ», потом стал заместителем генерального директора «Первого канала».
В 2004 году Гельман покинул телевидение. С 2005 по 2006 год Марат состоял в социал-демократической партии, а затем присоединился к партии «Единая Россия». В 2012 году он ушел из политики.
После открытия галереи в начале 90-х Гельман якобы привлекал к политической жизни людей искусства. В «Независимой Газете» вышла статья Григория Нехорошего, в которой журналист разоблачал его работу на объединение «Конгресс русских общин» известного политика Дмитрия Рогозина. Марат ответил, что авторы экспозиций в его галерее сами выбирают, какую партию поддерживать.
Гельман был одним из основателей «Фонда эффективной политики», который специализировался на организации предвыборных кампаний, и создателем публицистического журнала «Пушкин».
В 2019 году галерист вернулся в культурную среду России. В течение следующих двух лет Зельман вновь организовывал в Москве выставки, состоящие из лучших ранее демонстрировавшихся произведений. В проекте «Живопись минус» он выразил идею того, что изображение на холсте воспринимается уже не как арт-объект, а как антураж. При этом художники по-прежнему используют краски и кисти, несмотря на многообразие современных технологий.
Интересные факты
Марат Гельман считает, что добиться успеха в сфере искусства ему больше помог счастливый случай, чем целеустремленность. А оказаться в нужном месте в нужное время — это искусство открытости случайностям.
По возвращении в Москву галерист, казалось, окончательно расстался с политикой. В проекте «Прекрасная Москва будущего» он противопоставил фигуру художника управленческому аппарату и оставил за творцом решающее слово в созидании.
Марат Гельман фото
Подробности о жизни Марата Гельмана:
- в начале 2000-х работал с украинским политиком Виктором Медведчуком, организовывал первую избирательную кампанию Виктора Януковича перед выборами на пост президента Украины;
- постоянно проживает в Черногории со второй женой и тремя детьми — двумя сыновьями и дочерью. Также у галериста есть старшая дочь от первого брака;
- несмотря на уход от политики в искусстве, критикует российскую власть в соцсетях;
- с конца 2021 года признан иноагентом в РФ;
- является гражданином Израиля;
- один из первых обладателей паспорта Фриленда — виртуального государства с денежной единицей криптовалюты MF Coin.
Марат Гельман выступает в качестве политического аналитика на различных YouTube-каналах: «Радио Свобода», «Настоящее время», «Живой гвоздь». Главные темы последних его интервью — действия Владимира Путина, отношения России, Запада и Украины, поддержавшие и не поддержавшие СВО российские знаменитости.
Видео с Маратом Гельманом часто выходят на канале журналиста Вадима Борейко «Гиперборей». В декабре 2022 года галерист был объявлен в розыск МВД России.