Биография и личная жизнь Марины Абрамович, слава «бабушки» перформанса
Биография Марины Абрамович
Сербская художница Марина Абрамович в прошлом не раз шокировала публику своими перформансами. У Абрамович была такая нелегкая жизнь, какую мало кто может представить.
Как говорит сама Марина, она родилась в стране, которой уже не существует – Югославии. Художница появилась на свет в Белграде 30 ноября 1946 года.
В 1970 году окончила Белградский институт искусств, затем – Хорватскую Академию искусств.
Марина Абрамович фото
Детство и юность
Даница и Войо Абрамович познакомились во время Второй мировой войны. Оба воевали в партизанском отряде. После войны Даница возглавила белградский Музей Революции и Искусства. Помимо дочери супруги растили еще сына. Мать была женщиной суровой, ласки и любви от нее дети не получали. С детства Марину мучили мигрени, но девочку это не избавляло от наказаний.
За любую провинность мать запирала ее в кладовке на несколько часов. Жалела девочку только бабушка. После ухода отца к другой женщине мать еще больше ожесточилась, установив тотальный контроль над детьми. Это не мешало девочке бунтовать. «Русская рулетка» с пистолетом матери или попытка сломать нос ради пластической операции – только малая часть «шалостей» Абрамович.
Впервые свою сущность Марина осознала, когда мама выбрала ей для утренника в детском саду костюм чертенка.
Первые краски девочке купил отец, а урок перформанса юная художница получила от его друга Фило Филиповича. Смешав краску с клеем на холсте, художник поджег бумагу, заявив девочке, что так выглядит закат.
В 1965 году Абрамович поступила в университет искусств в Белграде, где проучилась до 1970 года. После окончания университета художница продолжила учебу в аспирантуре, поступив в Академию изящных искусств в Хорватии.
Окончив аспирантуру, вернулась в Сербию, устроившись преподавателем в Академию изящных искусств в городе Нови-Сад.
Личная жизнь
В 1971 году Марина вышла замуж за сербского художника Неша Париповича. Познакомились молодые люди в Белграде и вскоре после знакомства поженились. Но из-за деспотичной матери Абрамович, вмешивающейся в личную жизнь дочери, брак продлился недолго.
В 1976 году супруги разошлись. Сразу после развода художница уехала в Амстердам. Здесь и состоялась судьбоносная встреча Абрамович с еще одним художником Уве Лайсипеном, творившим под псевдонимом Улай.
Они казались идеальной парой, даже дни рождения у влюбленных совпадали. Сразу после знакомства художники стали жить вместе. Влюбленные планировали оформить свои отношения официально после совершения перформанса – встречи на Великой Китайской стене.
Но со временем их любовь выгорела и спустя 12 лет влюбленные приняли решение расстаться. Отпустить друг друга они решили на той же стене, пройдя по 2500 км и встретившись на середине. Улай вскоре женился на китаянке, работавшей у него переводчицей и забеременевшей от художника.
Третью попытку создать семью Марина предприняла в 2005 году, выйдя замуж за итальянского художника-символиста Паоло Каневари. Но и этот брак распался через 4 года.
Детей у Абрамович нет. Художница считала, что дети помешают ее карьере, поэтому все беременности прерывала искусственно.
Творчество
Рисовать Марина начала в подростковом возрасте. Но увидев однажды следы, оставленные в небе пролетающими самолетами, девушка забросила холсты и краски.
Марина решила превратить в искусство саму себя. Первая идея перформанса пришла в голову Абрамович во время учебы в художественной школе. Суть перформанса заключалась в следующем – зрителям при входе в галерею предлагали снять с себя одежду и отдать ее художнице для стирки. Но руководство галереи не решилось воплотить идею девушки в жизнь.
Первым перформанс Абрамович удалось представить только в 1973 году. Художница назвала его «Ритм 10». А через год состоялся перформанс, прославивший сербскую «экстремалку» на весь мир. Суть его заключалась в следующем: Марина предлагала посетителям воспользоваться любым из 78 предметов (розой, яблоком, фонариком, спичками или пистолетом), разложенных на столе.
Сама художница оставалась на протяжении нескольких часов абсолютно пассивной. Уже через час посетители стали совершать жестокие поступки: одни срезали с девушки одежду, другие кололи ножом, а один мужчина даже приставил к шее Марины пистолет.
За 4 десятилетия творческой деятельности художница создала более 50 работ.
Марина Абрамович сейчас
Несмотря на то, что художнице уже давно перевалило за 70, она по-прежнему полна энергии. Марина читает лекции студентам крупнейших университетов мира. Художница основала культурный центр Marina Abramovic Institute, где обучает мастерству перформанса.
Осенью 2019 года художница приехала в Белград, где не была более 40 лет. В родной город звезда приехала не с пустыми руками, привезя соотечественникам свой перформанс «Уборщик».
В 2020 году Абрамович поставила оперу «Семь смертей», в которой сама сыграла главную роль – американской оперной певицы Марии Каплас. Судя по всему, звезда перформанса уходить на пенсию в ближайшее время не планирует.
Перформансы
За свою творческую деятельность Марина создала множество работ. Наибольший резонанс вызвали следующие перформансы:
- 1973 – «Ритм 10»;
- 1974 – «Ритм 0»;
- 1978 – «Вдох-выдох»;
- 1980 – «Энергия покоя/Остаточная энергия»;
- 1995 – «Чистка зеркала»;
- 2010 – «В присутствии художника»;
- 2017 – «Уборщик»;
- 2019 – «Жизнь».
После просмотра некоторых инсталляций Абрамович зрители впадали в шоковое состояние. Некоторые даже падали в обморок на выставке художницы.
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!