Биография и личная жизнь Жана де Лафонтена, мировая слава поэта и баснописца
Биография Жана де Лафонтена
Классик французской литературы Жан де Лафонтен писал стихи и эпиграммы, рассказы и сказки, но в историю вошел как автор множества прекрасных басен. Его легкие и изящные басни покорили публику, вдохновили Ивана Крылова на создание поучительных стихотворных историй на русском языке. Лафонтен избегал явного морализаторства, свойственного этому жанру, чем привлекал читателей. Так кто такой Жан де Лафонтен – вспоминаем биографию и творческие достижения великого француза.
Детство и юность
Жан родился в 1621 году в Шато-Тьерри в семье Чарльза де Лафонтена. Отец поэта занимал должность «смотрителя лесов и вод», поэтому детство мальчика прошло вдали от больших городов во французской провинции.
Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine) фото
В семье было еще двое детей, Жан – средний. Парень посещал колледж, изучал латынь, родители поощряли сына на занятия богословием и готовили к поступлению в семинарию. Но религиозная стезя не слишком привлекала юного Жана. Еще в годы учебы он сошелся с молодыми людьми, увлекающимися поэзией.
После окончания колледжа Жан отправляется в Париж для изучения права. Здесь он входит в общество поэтов, и время проводит с ними. В 1649 году Лафонтен становится дипломированным юристом и выкупает должность отца. Но переезд в Шато-Тьерри в планы нашего героя не входит, обязанностями лесничего он пренебрегает, остается в Париже.
Произведения Жана де Лафонтена
Несмотря на тесное общение с поэтами свое первое стихотворное произведение Лафонтен опубликовал только в 1654 году. Это была переработка поэмы «Евнух» древнеримского комедиографа Теренция. Творение Жана особой популярностью не пользовалось, но его заметил всемогущий министр финансов Людовика XIV Николас Фуке, который покровительствовал поэзии.
Знакомство с Фуке благотворно сказалось на молодом человеке, он удостоился множества заказов и литературной пенсии. Во славу Фуке поэт писал оды, сложил поэму «Адонис», стихотворно славил дворец супериндентанта Во-ле-Виконт, который еще находился в стадии строительства.
Дружба с Фуке сыграла злую шутку с Лафонтеном. Когда финансист был арестован, Жан пытался заступиться за него, чем вызвал гнев короля и первого министра Кольбера.
Сказки
Над сказками Лафонтен работал с 1664 по 1674 год. Первыми увидели свет сказки «Джокондо», «Побитый и довольный рогоносец». Они вызвали не только интерес, но и широкие обсуждения в обществе.
Это были переработанные сюжеты Бокаччо и истории, взятые из сборника новелл. В те годы пересказы античных сюжетов и произведений эпохи раннего Возрождения считались нормой, все авторы заимствовали идеи в чужих произведениях.
Лафонтен работал в разных стилистиках и старался разрабатывать всевозможные сюжетные линии. Многие его сказки имели откровенно непристойный характер, что вызывало возмущение некоторой части публики.
Басни
Первые 6 книг басен увидели свет в 1668 году. Свое произведение поэт выпустил под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном». Сюжетные линии наш герой заимствовал у Эзопа и Федра, великих авторов античного мира, а также у поэтов Возрождения.
Лафонтен сумел вдохнуть в известные сюжеты новую жизнь, писал кратко, образно. Его басни не страдали излишними нравоучениями, герои большинства произведений были в равной степени хороши и плохи.
Поэт не просто рифмовал поучительные истории Эзопа или Федра, он наполнял басни реалиями современной жизни, выискивал характерные пороки общества, высмеивал лицемерие, тупость, невежество. Произведения Лафонтена не грешат морализаторством, автор трезво смотрел на жизнь. Он пытался донести до читателей мысль, что жизнь такова, что успех всегда на стороне хитрых и коварных, простодушие и доброта пасуют перед пороками.
Басни сделали Лафонтена известным и уважаемым. Поэт создал новый жанр литературы – лирико-философские басни. Животные в произведениях изображены с юмором, психологизмом и большой симпатией. Читатели легко узнавали в образах животных соседей, знакомых, смеялись над собственными пороками и нелепостями жизни.
В первый сборник попали наиболее известные басни, впоследствии переведенные Иваном Крыловым и ставшие особенно популярными в России. Это знаменитые «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей».
Второй сборник из одиннадцати книг вышел в 1678 году, позже в 1693 году Лафонтен выпустил еще один сборник. Манера написания басен менялась с годами. Первые произведения Лафонтена отличает некоторая дидактичность. В более поздние годы автор вкладывал больше чувства, личного отношения, писал басни свободно с отступлениями и вступлениями, привлекая фольклор, народную мудрость.
Вдохновение баснописец черпал не только у европейских авторов, но и у восточных мудрецов. Известно, что часть сюжетов басен он заимствовал в древнеиндийском сборнике «Панчатантра», написанном на санскрите в 3-5 веках. Лафонтен перерабатывал аллегорические поучительные рассказы, которые были переведены на французский язык, адаптировал для читателей забавные и поучительные басни Востока.
Другие произведения
Лафонтен постоянно пробовал себя в разных жанрах, стараясь расширить свои литературные горизонты. Повесть «Любовь Психеи и Купидона» была написана на основе романа Апулея «Золотой осел». В своей повести Лафонтен, воспользовавшись частью сюжета произведения древнеримского писателя, создал легкую историю, которую современники автора сравнивали с оперным либретто.
Еще одной попыткой вырваться за жанр басни стала для Лафонтена «Поэма о хинном дереве». Особой популярностью произведение не пользовалось, напоминало рекламу лекарственного средства.
В соавторстве с известным актером де Шанмеле Лафонтен написал две комедии, но постановки публика не приняла. Спектакли освистали, драматурга из популярного баснописца не получилось.
По мнению большинства исследователей творчества Лафонтена, попытки вырваться за рамки жанра оказались неудачными, а сам автор писал поэмы, повести и пьесы просто из желания разнообразия.
Участие баснописца в «великом споре»
Большинство литераторов 17 века черпали вдохновение и сюжеты в текстах великих античных авторов. В те годы между представителя литературной богемы шла многолетняя дискуссия, именуемая «Спором о древних и новых».
Горячие поклонники античности (Расин, Буало) преклонялись перед творениями древнегреческих и древнеримских авторов, считали, что превзойти их невозможно, можно только следовать по пути великих. Другая часть литературного общества, включая Шарля Перро, призывала не бояться авторитетов и стремиться превзойти их достижения.
Лафонтен поддерживал сторонников «древних», выразил свое мнение в послании в стихах к французскому филологу и церковному деятелю Пьеру Юэ. Баснописец заметил, что шедевров, равных достижениям древних авторов, современники не создали. Но в свойственной ему манере Лафонтен призвал не следовать за великими как «стадо баранов».
Ориентирами в творчестве Лафонтен считал Гомера, Вергилия, Теренция, но становиться рабом древних авторов не хотел.
Личная жизнь
В возрасте 26 лет Жан по настоянию отца женился на юной девушке Мари Эрикар, принесшей ему приличное приданое. Супруга Лафонтена постоянно жила в Шато-Тьерри, Жан вел свободную жизнь в Париже. Он часто влюблялся, злые языки утверждали, что подробностями своих похождений он щедро делился с женой в письмах.
Баснописец постоянно вращался в обществе, искал покровителей, но к королевскому двору допущен не был. Людовик не простил писателю дружбы с Фуке. Единственный сын Лафонтена родился в 1652 году. В 1658 году супруги договорились о разделе имущества и больше вместе не жили.
Среди друзей писатели было много аристократов, представителей богемы, которые ценили талант и острый ум баснописца.
Смерть Жана де Лафонтена
С возрастом Лафонтена начали преследовать болезни, пришлось отказаться от многих приятных привычек, сменить образ жизни. Писатель был вхож в кружок Маргариты де Ла Саблиер, где собирались ученые и светские личности. Болезнь привела Лафонтена в число ревностных сторонников религии, он постоянно читал Евангелие, задумался о наказании за грехи.
Под влиянием благочестивого окружения и недомогания баснописец стал более сдержанным, стыдился своих ранних фривольных сочинений и даже отрекся от наиболее нескромных. Скончался Лафонтен в 1695 году в Париже. Его похоронили на кладбище Невинных.
Спустя годы, когда кладбища не стало, могильную плиту баснописца перенесли в музей памятников. Останки перезахоронили на кладбище Пер-Лашез.
Память о Жане де Лафонтене
Великий баснописец, прославившийся стихотворными историями с ненавязчивой моралью, стал классиком французской и мировой литературы. Его память бережно сохраняется на родине.
В 2007 году вышел полнометражный биографический фильм «Жан де Лафонтен — вызов судьбе», снятый Даниэлем Винем. Это история о переломном моменте в жизни писателя, когда он пытался поддержать своего покровителя Фуке.
Памятник известному баснописцу есть на родине Лафонтена, в доме открыт музей. Наиболее известный памятник расположен в Париже в садах Ранелага, около музея Мармоттан-Моне. Скульптурная группа состоит из фигуры самого писателя и его самых известных персонажей – Ворона и Лиса.
В 18 веке слава великого француза докатилась до России. Дворяне хорошо владели французским и читали автора в оригинале. Но настоящая популярность наступила после переводов басен, сделанных Сумароковым, Батюшковым, Жуковским. Пушкин в детстве увлекся произведениями «мудреца простосердечного» и даже сам пытался писать басни.
Творчество великого русского баснописца Ивана Крылова началось с увлечения произведениями Лафонтена. Первую русскую адаптацию басни «Дуб и трость» Крылов сделал в 1805 году. Около 30 произведений Крылова опираются на тексты француза. В отличие от оригинала крыловские басни более приземленные, реалистичные, в них нет свойственного Лафонтену романтизма и беспристрастности.
Фраза «мораль сей басни такова» в большей степени относится к творениям Крылова, который четко формулирует свое отношение к истории героев и дает назидание читателям.
Справка: цитата из великого баснописца – «Судьба часто встречает нас на том пути, который мы выбрали, чтобы избежать ее».
Произведения
Приведем список наиболее известных и любимых басен писателя:
- «Волк и Пес»;
- «Ворон и лисица»;
- «Голубка и муравей»;
- «Заяц и черепаха»;
- «Кузнечик и муравей»;
- «Лебедь и повар»;
- «Лис и Цапля»;
- «Лисица и виноград»;
- «Молочница и кувшин»;
- «Ничего сверх меры»;
- «Оракул и безбожник»;
- «Пастух и лев»;
- «Фортуна и мальчик»;
- «Шершни и пчелы».
Другие произведения Лафонтена менее известны, в памяти потомков остались легкие и не слишком назидательные басни.
Интересные факты
Еще несколько интересных фактов из биографии нашего героя:
- Лафонтен настолько мало интересовался своей семьей, что встретив однажды на приеме сына, не узнал его.
- У баснописца были не только почитатели, но и суровые критики. В частности, Ламартин называл произведения баснописца «жесткой, холодной и эгоистической старческой философией».
- К концу жизни писатель задумался о существовании ада и рая, боялся вечного наказания, каялся.
В 1684 году баснописца избрали во Французскую академию. По слухам, король, недовольный позицией писателя в деле Фуке, всячески пытался препятствовать этому решению.
Жан де Лафонтен сумел превратить жанр, который считали несерьезным и почти детским, в высокую поэзию. Француз проник в глубины человеческой натуры, создал творения, пережившее свое время и вдохновившие других писателей. Лафонтен не навязывал мораль, не поучал, предлагал читателям самим осмысливать жизнь и делать выводы.
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!